Вооружение Второй Мировой войны
Самолеты
Истребители
«110»
«302П»
«Малютка»
БИ-1
И-15бис
И-153
В середине 1930-х годов истребительная авиация Красной Армии представляла собой грозную силу. Основу ее вооружения составляли первоклассные для своего времени истребители И-16 и И-15, созданные под руководством Н.Н.Поликарпова. Тогда же была разработана эффективная тактика взаимодействия скоростного моноплана и маневренного биплана. Однако опыт войн в Испании, Монголии, Китае и Финляндии совершенно определенно показал, что маневренный, но тихоходный истребитель не может вести активный наступательный воздушный бой. Несмотря на проведенную модернизацию, советские истребители И-16, И-15бис и И-153 заметно уступали в скорости своим вероятным противникам – истребителям Германии, Японии и Англии («Мессершмитт» Bf 109E, «Мицубиси» A6M «Зеро» и «Супермарин Спитфайр» Mk 1).
К концу 30-х годов необходимость создания авиапромышленностью принципиально новых скоростных истребителей монопланной схемы стала совершено очевидной.
С этой целью было ускорено освоение производства нескольких типов новых мощных авиационных двигателей водяного и жидкостного охлаждения, авиационных пушек и крупнокалиберных пулеметов, а также специального оборудования.
В период 1939-41 гг. в соответствии с новой экстренной программой опытного самолетостроения на испытания было представлено более десяти типов опытных скоростных истребителей. В их разработке приняли участие несколько вновь созданных конструкторских коллективов, которые возглавили молодые талантливые инженеры. Построенные ими истребители нового поколения отвечали требованиям современного воздушного боя и по некоторым характеристикам превосходили лучшие иностранные образцы. Наиболее удачные из них, получившие обозначение Як-1, МиГ-1 и ЛаГГ-1, в конце 1940 г. были запущены в серийное производство сразу на нескольких заводах.
Массовый выпуск новейших машин и перевооружение ими боевых частей в этот период только начинались. Из-за малого количества реальной боевой ценности они не представляли, и поэтому основная тяжесть воздушных боев начального этапа Великой Отечественной войны легла на устаревшие И-16 и И-153. Парадоксально, но вплоть до начала 1942 г. части, получавшие на вооружение Як-1, МиГ-З и ЛаГГ-3, несли большие боевые потери на один самолето-вылет, чем полки, имевшие И-16. Несмотря на то, что впоследствии новые типы истребителей поступали на фронт тысячами штук и немалое количество самолетов иностранного производства было получено по ленд-лизу («Харрикейн», «Кертисс Томохоук», «Киттихоук», «Аэрокобра», «Спитфайр»), «ветераны» продолжали нести боевую службу до середины 1943 г.
С учетом опыта, приобретенного в боях первого года войны, авиаконструкторы продолжали совершенствовать истребители путем создания новых опытных самолетов и модифицирования серийных моделей. Несколько вполне удачных образцов новых одномоторных истребителей КБ Поликарпова и Микояна были построены малыми сериями и испытаны в боевых условиях. Кроме того, в разные годы в СССР были созданы двухмоторные истребители ОКО-6 (В.К.Таиров, 1939 г.), «100» (В.М.Петляков, 1939 г.), ТИС (Н.Н.Поликарпов, 1941 г.), ДИС (А.И.Микоян, 1941 г.), схожие по системе с Bf 110, предназначенные для сопровождения бомбардировщиков, разведки и дальнего перехвата самолетов противника. Несмотря на то, что все они обладали явным превосходством по большинству тактико-технических параметров над лучшими типами советских и зарубежных истребителей, в производство их не запустили. Освоение новых самолетов воздушного боя привело бы к снижению валового выпуска, что в условиях военного времени считалось недопустимым. Наиболее оригинальные технические решения внедрялись в ставшие основными истребители А.С.Яковлева и С.А.Лавочкина. Мероприятия по улучшению летных и боевых свойств серийно выпускаемых машин были направлены на усовершенствование аэродинамических качеств и повышение живучести конструкции, снижение полетного веса и увеличение эффективности вооружения.
Появившиеся в 1942 г. истребители Ла-5, Ла-5Ф, Як-7Б и Як-1Б имели расширенный диапазон скоростей, лучшие разгонные характеристики и были оснащены радиостанциями, что позволило нашим пилотам практически на равных вести воздушные бои с новейшими немецкими истребителями Bf 109F, а позднее и FW-190A.
Ла-5ФН, Як-9Т и Як-9Д, к лету 1943 г. начавшие поступать на фронт в массовых количествах, обладали достаточно сбалансированным сочетанием маневренных, высотно-скоростных характеристик и вооружения. Напротив, прекрасный в летно-техническом отношении фронтовой истребитель Bf 109 в модификации F, за счет увеличения бронезащиты и усиления вооружения на модификации G, стал тяжелым и в конце концов потерял прежнюю маневренность, лишившись при этом основных преимуществ перед советскими истребителями. Немцы попали в классическую «вилку», вызванную различными условиями ведения воздушной войны на Западном и Восточном фронтах.
В 1944 г. качественно-количественное превосходство советской истребительной авиации стало подавляющим. Новые самолеты Ла-7 и Як-3, быстро освоенные в строевых частях, по важнейшим боевым качествам превосходили немецкие истребители на основных высотах воздушных боев.
Однако немцам, которые уделяли большое внимание ракетной технике, удалось разработать реактивные двигатели, приспособленные для массового производства и установки на истребители. Уже в конце 1944 г. на Западном фронте появились реактивные самолеты Me 163, Me 262 и He 162. В связи с этим Государственный Комитет Обороны поручил ведущим конструкторским бюро разработать и построить альтернативную технику. Поскольку законченных турбореактивных двигателей в СССР еще не было, А.С.Яковлев (Як-3РД, 1944 г.) и С.А.Лавочкин (Ла-7Р, 1945 г.) использовали серийные истребители, оснастив их комбинированной установкой – поршневым двигателем и специальным ускорителем, действующим по принципу реактивной тяги. А.И.Микоян (И-250, 1945 г.) и П.О.Сухой (Су-5, 1945 г.) разрабатывали принципиально новые машины. Также в инициативном порядке предложили свои проекты перехватчиков с жидкостно-реактивными двигателями М.К.Тихонравов («302», 1943 г.) и Н.Н.Поликарпов («Малютка», 1944 г.). Однако встретиться в воздушном бою немецким и советским реактивным самолетам так и не пришлось.
В результате на протяжении Великой Отечественной войны истребительная авиация Красной Армии нанесла невосполнимый урон как самолетам противника, так и его высокопрофессиональному и хорошо подготовленному летному составу.