«302П»
Проект экспериментального истребителя с составной реактивной силовой установкой был разработан в 1940 году группой инженера М.К.Тихонравова под общим руководством А.Г.Костикова – в то время главного инженера РНИИ. По схеме это был нормальный свободнонесущий низкоплан. Под хвостовым оперением размещался разгонный жидкостно-реактивный двигатель (ЖРД). Под крылом планировалось установить два прямоточных воздушно-реактивных двигателя (ПВРД). Вооружение включало четыре пушки ШВАК: две в носу и две под кабиной пилота. Под крылом располагалась выдвижная подвеска для двух ракетных снарядов РС или бомб ФАБ.
Весной 1941 года проект был утвержден на техническом совете института и направлен на рассмотрение в Комиссариат авиапромышленности. В июле 1942 года его утвердили. Во второй половине того же года А.Г.Костиков ознакомил с проектом К.Е.Ворошилова, после чего был принят Сталиным и назначен главным конструктором ОКБ-5, а также директором опытного завода. Начальником ОКБ стал М.Р.Бисноват. М.К.Тихонравову поручалось вести аэродинамические расчеты самолета в целом.
К весне 1943 года, когда работы по изготовлению планера ракетного истребителя подходили к концу выяснилось, что ни ПВРД, ни ЖРД не были готовы и, естественно, испытаны.
Чтобы не терять напрасно время в ожидании поступления двигателей, в конце августа 1943 года было решено отправить на испытания планер ракетного перехватчика, получившего обозначение «302П». В летно-испытательном институте самолет был всесторонне изучен. Произведено несколько десятков полетов на буксире за Ту-2 и американским В-25 с последующими отцепками, планированием и посадкой.
Планер получил высокую оценку ведущих летчиков-испытателей ЛИИ, которые называли машину «эталоном». «302П» был исключительно устойчив и управляем во всех плоскостях, легок в пилотировании, отлично выполнял скольжение, «бочки», был прост на посадке после отцепки от буксировщика. Полученная посадочная скорость 115-120 км/ч – соответствовала нормальному режиму посадки перехватчика с ракетными двигателями. Самолет был выполнен очень чисто. Во время продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ удалось получить высокое аэродинамическое качество.
О дальнейшей судьбе самолета «302П», к сожалению, больше ничего не известно.
Технические данные «302П»