На главнуюИсторияГероиПолководцыМедалиОружие


Друзья сайта


Сайт КлаНА Ags

greatdwar.narod.ru

gilyazev-ildus.narod2.ru


Вооружение Второй Мировой войны

Самолеты

Переход Бомбардировщики

Переход Вспомогательные самолеты

Переход Гидросамолеты

Переход Истребители

Переход Транспортные самолеты и планеры

Переход Штурмовики

Тридцатые годы XX столетия ознаменовались крупнейшей научно-технической революцией в области авиационной техники. Авиация почти полностью перешла на самолеты, сконструированные по монопланной схеме, с убирающимся шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытыми кабинами и т.д. Вместо полотна для обшивки стали использовать новый материал - дюралюминий. Были разработаны теоретические и конструктивные принципы создания многомоторных самолетов. В Англии, Франции, США, Германии было создано множество типов военных и гражданских самолетов, некоторые из них выпускались большими сериями.

В отечественном авиастроении наметилось определенное отставание. Одной из основных причин было низкое качество авиамоторов. Для моторостроения требовались специальные стали и сплавы, а также высокоточные металлообрабатывающие станки и культура производства, которыми в полной мере Советский Союз тогда еще не располагал. С целью ускорения выхода из создавшегося положения началось строительство новых авиамоторостроительных заводов, были закуплены лицензии на производство иностранных двигателей. Был налажен выпуск мотора жидкостного охлаждения французской фирмы «Испано-Сюиза» под обозначением - М-100 (модификации М-103, М-104, М-105); мотора воздушного охлаждения французской фирмы «Гном-рон» - М-85 (М-86, М-87, М-88); мотора воздушного охлаждения американской фирмы «Райт» - М-25 (М-62, М-63, М-82); мотора жидкостного охлаждения немецкой фирмы БМВ - М-17, а также отечественного мотора - М-34, (М-34Р/РН/ФРН, М-35, АМ-39).

На вооружение советских ВВС были приняты истребители И-15бис, И-16, И-153 и бомбардировщики СБ, ДБ-3.

В этот период наибольших успехов добились немецкие авиаконструкторы. Уже во время военных действий в Испании Германия применила новые самолеты, обладавшие большой скоростью.

С учетом начавшейся в 1939 г. Второй мировой войны и возросшей угрозы нападения на СССР советское правительство также приняло срочные меры по дальнейшему развитию авиации. Начали строиться новые заводы, организовывались новые КБ, перед которыми ставилась задача за короткое время разработать новые конструкции.

К сожалению, проблемы, возникшие у моторостроителей, самым непосредственным образом повлияли на создание новых самолетов. Ряд ОКБ разработали опытные машины под перспективные двигатели М-71, М-90, М-120 и М-37, которые были выпущены опытными сериями, но так и не доведены. Запущенный в серию М-105 не обладал достаточной мощностью, надежностью и моторесурсом.

Тем не менее под руководством А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, А.И.Микояна, В.М.Петлякова и С.В.Ильюшина за 1,5-2 года были сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство истребители Як-1, МиГ-1, ЛаГГ-3, бомбардировщики Пе-2, Ер-2, ТБ-7 и штурмовик Ил-2. Одновременно решались вопросы вооружения самолетов и оснащения их аэронавигационным оборудованием. Была создана серия бомбардировочных прицелов, разработаны системы авиационных бомб различных типов, калибров и назначения; на вооружение приняты скорострельные пулеметы и пушки.

Нападение Германии на Советский Союз в 1941 г. поставило советскую авиацию в тяжелое положение. Перевооружение частей ВВС новой техникой началось только перед войной, а реорганизация авиационного тыла не была завершена.

В первый день войны немецкая авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, расположенным в непосредственной близости от границ, на которых базировалось 65% авиации западных военных округов. На земле было уничтожено 800 и в воздухе 400 советских самолетов. Таким образом, с первых же дней войны Люфтваффе завоевали стратегическое господство в воздухе. Отечественная авиация не смогла в полной мере воспрепятствовать действиям противника. Более того, в ходе стремительного продвижения войск Вермахта в глубь страны, оборонительных боев и отступления Красной Армии, было потеряно огромное количество военной техники, в том числе и самолетов.

Причины были разные: легко поврежденные при налетах, небоепригодные из-за износа двигателей или отсутствия топлива самолеты были уничтожены при отступлении личным составом либо просто брошены. Потери советских ВВС в первые недели 1941 г. составили более 9000 самолетов, из них боевые - около 1500, а остальные - «небоевые».

Советская авиация с первых дней войны утратила господство в воздухе. Оно могло быть достигнуто только истребительной авиацией. Как показал опыт Великой Отечественной войны, особенно в начальный период, существенного влияния на ход боевых действий новые типы советских истребителей оказать не могли по нескольким причинам. Количество этих самолетов, поступивших в авиационные части приграничных округов, было невелико. Некоторые из них не были еще облетаны, а некоторые даже не собраны после получения с заводов. Да и летчики к началу войны не успели освоить новую технику. Отсутствие необходимых знаний и навыков по боевому применению и эксплуатации обусловили высокий процент потерь. Практически полное отсутствие радиосвязи не позволило в первые дни войны организовать взаимодействие между отдельными самолетами, авиагруппами и прикрываемыми войсками. К тому же недоведенные Як-1 и ЛаГГ-3 уступали серийным усовершенствованным Bf-109F по вооружению, мощности двигателя и скорости. Таким образом, немецкий пилот, выбрав удачную позицию и момент, стремительно атаковал, сбивал наш самолет и безнаказанно уходил, используя преимущества своего истребителя. При этом прицельный огонь чаще всего велся по кабинам экипажа атакуемого самолета, а также по летчикам, оставшимся в живых и выпрыгнувшим с парашютом.

Многим советским летчикам в первый год войны пришлось сражаться на самолетах устаревших типов. Несмотря на то, что истребители И-16 уступали в скорости Bf-109F на 120 км/ч, они, имея пушечное вооружение, оставались весьма опасными противниками. Советские летчики в труднейших условиях наносили ощутимые удары немецкой авиации. Так за первые 6 месяцев войны Люфтваффе потеряли на Восточном фронте почти четыре тысячи самолетов (общие потери советских ВВС за этот же период составили более 16 000 самолетов).

В то время когда ощущалась острая необходимость в боевых самолетах, положение фронтовых частей усугублялось еще одной весьма серьезной проблемой. Из-за отсутствия моторов, винтов, агрегатов, запчастей и различных материалов большое количество неисправных машин невозможно было отремонтировать.

Руководством страны были предприняты меры для устранения катастрофических потерь ВВС. Прилагались все усилия для быстрейшей организации и наращивания темпов выпуска самолетов на эвакуированных в глубокий тыл авиационных предприятиях.

Для улучшения летных данных истребителей Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3 в качестве временной меры было решено повысить мощность двигателя М-105 путем форсирования. С середины 1942 г. начался серийный выпуск модифицированных самолетов с форсированными моторами М-105ПФ, мало уступавших Bf-109F. Кроме того, на ЛаГГ-3 был установлен более мощный мотор воздушного охлаждения М-82.

Однако кардинально положение дел изменить не удалось. В боях под Сталинградом противник применил модифицированный истребитель Bf-109G, имевший полное превосходство над нашими «яками» и «лаггами» как по максимальной скорости, так и по вертикальному маневру. Поэтому часто случалось так, что немецкие истребители, располагая большим преимуществом в выборе позиции для атаки, меньшей группой сковывали численно превосходящую группу наших истребителей.

Командование ВВС, не дожидаясь поступления более совершенных машин, нашло выход из положения. Было сформировано несколько гвардейских авиаполков, укомплектованных наиболее опытными летчиками-асами, которые были направлены на самые сложные участки советско-германского фронта.

Отставание нашей авиационной промышленности по уровню научно-технического развития в сравнении с германской накануне и в начале войны вынуждало выпускать боевую авиационную технику в больших количествах, чтобы компенсировать потери.

Так с целью увеличения объемов выпуска истребителей новых модификаций (Ла-5 и Як-9) с октября 1942 г. на ряде заводов производство штурмовиков Ил-2 и крайне необходимых бомбардировщиков Ту-2 было прекращено.

Большинство самолетов стало оснащаться приемно-передающими радиостанциями отечественной радиотехнической промышленности, некоторые - иностранного производства.

Нельзя не учитывать и помощь союзников Советскому Союзу. По ленд-лизу поставлялись самолеты, запасные двигатели, алюминий и спецоборудование для советской авиации.

Основными методами улучшения летных и боевых качеств на протяжении всей войны были повышение живучести, аэродинамическое и весовое совершенствование серийных типов самолетов, не требовавшие серьезных конструктивных переделок и реорганизации процесса производства.

Воздушные бои первого периода Великой Отечественной войны (до ноября 1942 г.) носили оборонительный характер. Лучшие скоростные и высотные характеристики, а также более мощное вооружение немецкого истребителя Bf-109 определяли его наступательный потенциал, противопоставить которому наши истребители И-16 и И-153 могли только высокую маневренность. Недостаток скорости «Ишачка» и «Чайки» обуславливали применение советскими летчиками оборонительных приемов: «замкнутый круг», «змейка», ведение боя на виражах, переход в лобовую контратаку и как крайняя, вынужденная мера - таран. Огромное значение приобрел моральный фактор - стремление любой ценой драться с сильным противником, порой в численном меньшинстве. Прикрытие действий штурмовиков и бомбардировщиков, а также позиций войск практически отсутствовало. Первоочередными задачами были уничтожение бомбардировщиков противника и нанесение штурмовых ударов по скоплениям бронетанковой техники на марше, местах сосредоточения и на поле боя. С июня 1942 г., согласно приказу Народного комиссара обороны, все выпускаемые истребители должны были оборудоваться держателями для бомб или реактивных снарядов.

Со второй половины 1943 г. радиотехническая промышленность смогла обеспечить ВВС, помимо обычных приемопередающих радиостанций, установками радиообнаружения (радарами) самолетов типа «Редут», правда, в небольших количествах.

Коллективы конструкторских бюро совместно с научно-исследовательскими институтами последовательно проводили модифицирование серийных самолетов, их силовых установок и вооружения. Это позволило авиапромышленности в 1944 г. начать выпуск улучшенных самолетов-истребителей: Ла-7, Як-3 и Як-9У. Советские ВВС наконец получили машины, обеспечивавшие по летно-тактическим данным на боевых высотах безоговорочное качественное превосходство над немецкими истребителями Bf-109 и FW-190 всех модификаций.

В 1944 г. немецкая авиапромышленность приступила к выпуску реактивных самолетов, с помощью которых Люфтваффе надеялись перевести противоборство в воздухе на качественно новый уровень. Большие надежды возлагались на истребитель Me-262, оснащенный двумя турбореактивными двигателями Jumo-004.

Действительно, немецким летчикам, летавшим на реактивных истребителях, за последние месяцы войны удалось сбить достаточное количество советских самолетов. Большие горизонтальные и вертикальные скорости позволяли пилотам этих самолетов совершать внезапные атаки и свободно уходить. В открытый бой они не вступали. После изучения тактики противника нашим истребителям рекомендовалось вести парный бой, основным требованием которого было не допускать скрытого сближения на дистанцию огня.

Помимо отечественных машин в состав ВВС Красной Армии вошли 7808 истребителей и 2295 бомбардировщиков, поставленных по ленд-лизу. Помимо самих самолетов было поставлено более 7100 авиационных двигателей.

Количество единиц поставленной техники составило 16% от произведенного заводами советской авиапромышленности за годы войны и решающего влияния не имело. Но в начальный период войны помощь союзников была очень кстати. А некоторые типы самолетов (P-39, A-20, B-25, C-47) из-за нехватки аналогов использовались очень интенсивно.

Конечно, советские самолеты по сравнению с американскими и немецкими машинами были значительно проще по конструкции, технологии и изготавливались из недефицитных материалов. Но это оказалось их преимуществом и существенно облегчило массовый выпуск особенно в первые годы войны: в условиях эвакуации, острого дефицита алюминия, приборов, целого ряда материалов, моторов и оборудования. Они осваивались в производстве в тылу руками неквалифицированных рабочих, в основном женщин и подростков, и были вполне доступны молодым летчикам, прошедшим ускоренную подготовку.

 



МБОУ СОШ №1 принимает активное участие в подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы

Создатель и разработчик сайта о Великой Отечественной войне Сергеев Александр Викторович ученик 9а класса МБОУ СОШ № 1 с.Кандры


Сайт управляется системой uCoz