Вооружение Второй Мировой войны
Самолеты
Штурмовики
Ил-2
Ил-10
«Пегас»
Су-6
Су-8
Идея поддержки наземных войск на поле боя зародилась в период Первой мировой войны. Формирование частей штурмовой авиации в нашей стране относится к началу 30-х годов. Из-за отсутствия в предвоенные годы специального самолета-штурмовика, в штурмовой авиации использовались истребители ДИ-6Ш, И-15бис, И-153 и устаревшие небронированные самолеты Р-5Ш, Р-5ССС и Р-Z, приспособленные для ведения штурмовых действий. Бои в Испании и Китае в 1937-38 гг. показали уязвимость низко летящих самолетов при огне наземных войск. Стала очевидной необходимость создания бронированного штурмовика. Разработанные в Советском Союзе в конце 30-х годов многоцелевые самолеты по различным причинам не прошли госиспытаний. Все попытки создать самолет для действий непосредственно над полем боя, неоднократно предпринимавшиеся за рубежом накануне Второй мировой войны, также неизменно оканчивались неудачей. Объяснялось это отсутствием четкого представления о том, каким должен быть самолет нового типа. Разрабатываемые штурмовики, воплощавшие различные технические концепции, отличались размерами, бомбовой нагрузкой, количеством и типом двигателей, числом членов экипажа. Как правило, те или иные качества достигались в ущерб другим.
С.В.Ильюшин и несколько позднее П.О.Сухой впервые получили оптимальное сочетание всех составляющих наступательных и оборонительных средств в едином комплексе летно-технических характеристик, дополняемых высокой надежностью и живучестью. Была реализована концепция включения бронекорпуса в силовую схему фюзеляжа, обеспечивавшую необходимую прочность при минимально возможном полетном весе. Штампуемая авиационная броня двойной кривизны придавала бронекорпусу аэродинамическую форму и обеспечивала защиту жизненно важных частей самолета. Ведущим авиастроительным фирмам воюющих стран за годы Второй мировой войны так и не удалось создать самолет, равный Ил-2 по боевой эффективности. Для штурмовых действий и непосредственной поддержки наземных войск обычно применялись некоторые типы бомбардировщиков и истребителей Ju-87 и FW-190 в ВВС Германии, «Темпест» в ВВС Англии, А-20 и В-25 в ВВС США.