Су-8
Применение бронированного штурмовика Ил-2 для уничтожения техники механизированных соединений, живой силы и объектов противника показало его уникальную эффективность. Самолет этого типа был просто незаменим как в оборонительных, так и в наступательных операциях наземных войск, поскольку мог наносить точечные удары по малоразмерным целям. Однако для борьбы против танков противника мощи вооружения Ил-2 было недостаточно, кроме того, действия по коммуникациям в тылу врага, особенно в крупных наступательных операциях, требовали большей дальности полета.
Для этих целей необходимо было создание нового самолета, и в 1942 году коллектив ОКБ под руководством П.О.Сухого приступил к разработке двухместного, двухмоторного бронированного штурмовика ДДБШ с двигателями воздушного охлаждения М-71Ф. В 1943 году был построен опытный образец, получивший обозначение Су-8 ДДБШ.
По схеме он представлял собой среднеплан с полным бронированием кабин, двигателей, баков и маслорадиаторов, обеспечивавшим защиту от стрелкового оружия противника, включая крупнокалиберное. Общая масса брони составляла 1680 кг. Конструкция самолета была смешанной: бронированная носовая часть, дюралюминиевый средний отсек, деревянная хвостовая часть, цельнометаллический центроплан и консоли крыла с дюралюминиевыми лонжеронами. Самолет обладал мощным вооружением. Для борьбы с техникой механизированных соединений противника предназначалась центральная батарея под фюзеляжем, состоявшая из четырех 37-мм или 45-мм пушек с боезапасом по 50 снарядов каждая. Две батареи в консолях крыла, включавшие по четыре 7,62-мм пулемета, служили для уничтожения живой силы.
Для защиты от истребителей стрелок-радист имел 12,7-мм пулемет в башенной турели сверху и один 7,62-мм в люковой кинжальной установке снизу. Боезапас всех пулеметов составлял 5900 патронов.
Основное бомбовое вооружение – 600 кг на внутренней подвеске, в шести отсеках центроплана, вмещавших по одной 100 кг бомбе, или несколько бомб меньшего калибра. С перегрузкой до 1400 кг на наружной подвеске под фюзеляжем Су-8 мог дополнительно нести три крупные бомбы. Также существовали планы оснащения Су-8 подвижной стрелковой установкой Можаровского-Веневидова, позволявшей вести сосредоточенный огонь по наземной цели более длительное время.
Заводские и государственные испытания штурмовика прошли в 1944 году и завершились успешно. Однако было построено только два экземпляра.
Серийно самолет Су-8 не выпускался, так как двигатель М-71 был опытным. К тому же, в конце 1944 года, когда советские войска приблизились к границам Германии, правительство посчитало нецелесообразным начинать производство и осваивать в строевых частях новый штурмовик, даже превосходящий по всем параметрам Ил-2.
Тем не менее самолет Су-8 остался в истории советского самолетостроения как один из крупнейших в мире среди специально созданных штурмовиков.
Технические данные Су-8