«110»
В середине 30-х годов конструктор Д.Л.Томашевич работал в ОКБ Н.Н.Поликарпова, являясь его заместителем. Однако в декабре 1938 г., после гибели на самолете Поликарпова В.Чкалова, Томашевич был арестован по делу «конструкторов-вредителей» и помещен в специальное тюремное КБ № 29, отдел «сто». Вначале он работал над самолетом Ту-2 в бригаде А.Н.Туполева, затем получил самостоятельное задание на проектирование одномоторного пушечного истребителя. Проекту присвоили индекс «110». Самолет проектировался как дальний истребитель с сильным вооружением и бронезащитой летчика. Истребитель разрабатывался в течение 1941 г. и был построен к весне 1942 г.
Главной целью Томашевича было достижение высоких, сбалансированных летных характеристик самолета в сочетании с мощным вооружением и бронезащитой. Для получения запланированных параметров КБ пришлось использовать самый мощный из строящихся на тот момент двигателей – М-107П (впоследствии получивший обозначение ВК-107П). Двигатель обладал мощностью 1400 л.с. и считался перспективным, однако был еще в стадии доработки. Очень напряженный тепловой режим работы мотора требовал эффективной системы охлаждения. Поэтому с учетом особенностей двигателя, водомаслорадиаторы большой площади разместили спереди под мотором, из-за чего самолет «оброс» солидной «бородой». Конструкция самолета была смешанной, с минимальным использованием дефицитного дюралюминия.
Истребитель «110» отличался от уже серийно выпускавшихся самолетов того периода исключительно высокой технологичностью конструкции, приспособленной к поточному выпуску на конвейере. Для упрощения процесса сборки самолет еще при проектировании был разделен на узлы и агрегаты. В результате собираемые блоки и части соединились между собой без подгонки. Например, вся винтомоторная группа вместе с установленными радиаторами системы охлаждения должна была собираться как единый агрегат, поступать на конвейер и крепилась к ферме фюзеляжа всего на четырех болтах. Приборное оборудование и пульты управления, целиком собранные, крепятся в кабине на трех точках и т.д. Многие соединения были фланцевыми. Технологический процесс сборки был разбит на операции, каждая из которых занимала не более трех минут.
На истребителях установили мощное ударное вооружение, отвечавшее требованиям фронтовиков: 20-мм мотор-пушка, два крупнокалиберных пулемета УБС и два ШКАС над двигателем. Вес секундного залпа достигал почти 3,5 кг. Выброс стреляных гильз происходил через специальные лючки в бортовых панелях капота двигателя. Помимо стрелкового вооружения предусматривалась возможность подвешивания до 500 кг бомб на подкрыльевых замках. Кресло пилота защищалось 15-мм бронеспинкой. Размещенные в центроплане и консолях крыла 8 бензобаков были протектированными, что позволило защитить их от повреждения крупнокалиберным стрелковым оружием.
Самолет был закончен в начале 1943 г. Проведенные испытания показали достаточно высокие летные характеристики. К сожалению, стремление к упрощению технологии производства, мощное вооружение и массивная радиаторная система привели к увеличению массы машины. Мощный тоннель радиатора большой площади увеличивал лобовое сопротивление, из-за этого скороподъемность была недостаточной. Для того чтобы подняться на высоту 5000 м, требовалось почти 7 мин. Кроме того, двигатель ВК-107П еще не был доведен. Самолет прошел испытания, но в серийное производство передавать его не стали, поскольку даже после устранения замечаний испытателей он не имел преимуществ перед серийными истребителями. Создание истребителя «110» позволило конструкторам всесторонне испытать перспективный двигатель ВК-107, доработать его для запуска в серию. В дальнейшем, с доведенным мотором ВК-107, самолеты Як-3 (1944 г.) развивали скорость более 700 км/ч. Рассматривалась возможность создания на базе истребителя «110» высотного перехватчика, оснащенного турбокомпрессором и герметичной кабиной. Но ввиду прекращения работ по самолету этот проект остался нереализованным.
Технические данные «110»