На главнуюИсторияГероиПолководцыМедалиОружие


Друзья сайта


Сайт КлаНА Ags

greatdwar.narod.ru

gilyazev-ildus.narod2.ru


Вооружение Второй Мировой войны

Самолеты Вспомогательные самолеты

Переход БИЧ-21

Переход МиГ-8 «Утка»

Переход «Омега»

Переход Р-5

Переход Р-6

В 1923 г. в СССР было основано Общество друзей воздушного флота, а в 1927 г. – Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).

В 1931 г. на IX съезде ВЛКСМ было принято решение о шефстве комсомола над воздушным флотом. Тысячи юношей и девушек пошли в летно-технические школы, училища и аэроклубы Осоавиахима. Главной задачей авиационно-спортивной работы среди молодежи являлась массовая подготовка летных кадров – резерва ВВС и ГВФ. В 1930-40-е годы советские летчики-спортсмены установили 52 мировых рекорда.

Правительство всемерно поощряло деятельность оборонительного Общества и заботилось об оснащении аэроклубов техникой. С целью создания наиболее совершенных типов легкомоторных самолетов, а также проведения летно-технических и эксплутационных испытаний (как новых типов, так и серийных), проводились конкурсы. Создание простых и надежных образцов самолетов, обладавших вместе с тем высокими для своего времени летными характеристиками, хорошо приспособленных к массовому серийному производству при сравнительно невысокой квалификации рабочих, способствовало развитию научной и конструкторской работы. Именно с самодельных самолетов начинали свой путь в авиацию выдающиеся конструкторы: О.К.Антонов, С.В.Ильюшин, А.С.Яковлев и многие другие известные ученые, инженеры, техники и летчики. В период 1920-40-х годов были спроектированы сотни летательных аппаратов (учебно-тренировочные, спортивно-пилотажные, гоночные и рекордные самолеты), которые в соответствии с назначением различались летными характеристиками, составом оборудования и мощностью двигателя. Размах и масштабы экспериментальной работы и опытного строительства того времени не имеют аналогов в истории.

Основу советской учебной авиации в предвоенные годы составляли «воздушные парты»: У-2, УТ-2 и УТ-1. Они использовались для первоначального обучения, обучения маршрутным полетам и высшему пилотажу. Использование учебных самолетов позволяло экономить ресурс боевых машин и дорогое авиационное топливо без снижения качества подготовки летчиков. Для совершенствования техники пилотирования авиачасти получали варианты боевых самолетов с двойным управлением. До войны это были УТИ-4 и УСБ, в годы войны: Як-7УТИ, Як-9В, Ла-5УТИ, Пе-2У, Ил-2У и Ил-10У. За время войны было подготовлено 44093 летчика.

В 1926 г. в ЦАГИ была создана специальная группа, преобразованная позже в отдел особых конструкций, задачами которого было проектирование, постройка и летные испытания различных вариантов схем геликоптеров (вертолетов). Одновременно велись работы по созданию винтокрылых летательных аппаратов – автожиров. Кроме подъемной силы, создаваемой в полете крылом, возникла дополнительная – на несущем винте, расположенном на вертикальной оси и свободно вращающимся под действием встречного потока воздуха. Горизонтальный полет обеспечивала тяга от вращения обычного воздушного винта, приводимого в действие двигателем. В отличие от самолетов, для автожиров были характерны малые взлетно-посадочные характеристики и исключена опасность срыва в штопор. В то же время автожир не мог совершать вертикальный взлет и посадку, а также зависать в воздухе подобно вертолету. Над автожирами работали ставшие известными конструкторы вертолетов Н.И.Камов, М.Л.Миль и др. Несмотря на определенные успехи, в конце 30-х годов интерес к автожирам и вертолетам в СССР заметно снизился. Все ОКБ, работавшие над теми и другими аппаратами, были закрыты, а взамен им появилось ОКБ-3 под руководством И.П.Братухина. Всего до войны было построено 16 автожиров и 5 вертолетов.

В ходе экспериментальных исследований, проводимых в течение нескольких лет, были получены теоретические материалы по методике аэродинамического расчета, расчетам балансировки и норм прочности, которые постоянно уточнялись. Результаты теоретических работ и практический опыт, накопленный в процессе создания, летных испытаний и доводки многочисленных аппаратов, нашли применение для дальнейшего совершенствования вертолетов и послужили хорошей базой для наращивания квалифицированных научно-конструкторских, летно-технических кадров и эксплутационного персонала.

Воздушная разведка оформилась в годы Первой мировой войны. Так как специальных самолетов-разведчиков не было, для ведения ближней разведки и корректировки огня артиллерии использовались практически любые. К концу войны разведывательная авиация стала основным средством тактической и оперативной разведки.

В середине 30-х годов сложилось катастрофическое положение с оснащением советской авиации самолетами-разведчиками. Созданные в конце 20-х годов биплан Р-5, его модификации и дальний разведчик Р-6 уже безнадежно устарели. Для их срочной замены в 1936 г. ВВС объявили конкурс под условным девизом «Иванов». Среди трех самолетов ОКБ И.Г.Немана, Н.Н.Поликарпова и П.О.Сухого, представленных на конкурс, лучшим был признан ХАИ-5. Его запустили в массовое производство под обозначением Р-10, однако уже в 1940 г. массовый выпуск был прекращен.

Таким образом, в начальный период Великой Отечественной войны у нас практически не было специализированных самолетов-разведчиков. Ввиду возросшего значения воздушной разведки как высокоэффективного средства добывания данных о противнике, увеличения размаха и интенсивности военных действий, к ее ведению стали привлекать самолеты различных типов. Среди них были истребители Як-1, МиГ-3, бомбардировщики Як-2, Су-2, Пе-2, Пе-3 и даже штурмовики Ил-2 и другие.

При выполнении боевых задач самолеты-разведчики действовали, как правило, одиночно или в составе пары. В основные задачи разведывательной авиации входило установление районов нахождения и состава вражеских войск, определение их маневра, выявление аэродромной сети, сил и средств ПВО, вскрытие системы управления, разведка тыла, выявление системы базирования флота и наблюдение за деятельностью кораблей на морских коммуникациях. Основными способами авиационной разведки являлись визуальное наблюдение и аэрофотографирование. Выбор способа зависел от выполняемой задачи, типа самолета, его оборудования, противодействия ПВО, времен суток и метеоусловий. Визуальное наблюдение позволяло быстро обследовать большие районы, получить общие данные о противнике и немедленно передать их с помощью радиосвязи. Фоторазведка выполнялась с помощью дневных и ночных аэрофотоаппаратов (плановых, перспективных, панорамных). Она обеспечивала получение наиболее полных, достоверных и точных данных об отдельных объектах и значительных районах театра военных действий. Поэтому развитие воздушной разведки шло по пути совершенствования средств связи и фотоаппаратуры.

 



МБОУ СОШ №1 принимает активное участие в подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы

Создатель и разработчик сайта о Великой Отечественной войне Сергеев Александр Викторович ученик 9а класса МБОУ СОШ № 1 с.Кандры


Сайт управляется системой uCoz