На главнуюИсторияГероиПолководцыМедалиОружие


Друзья сайта


Сайт КлаНА Ags

greatdwar.narod.ru

gilyazev-ildus.narod2.ru


Р-5


Р-5

В 1928 году под руководством Н.Н.Поликарпова был создан самолет Р-5 – двухместный полутораплан смешанной конструкции, который представлял собой классический вариант, разработанный по устаревшей еще в 1920-е годы концепции разведчика-биплана. В то время авиационная промышленность СССР не была готова к освоению и массовому выпуску более совершенных машин. Франция, Англия и Германия также продолжали строить подобные самолеты («Бреге» XIX, «Хаукер Хинд», «Хеншель» Hs-123). В процессе создания Р-5 конструкторскому коллективу Н.Н.Поликарпова удалось совместить многоцелевое назначение боевой машины и технологичность конструкции с хорошими летными качествами и неприхотливостью в эксплуатации.

Этот деревянный, обтянутый перкалем полутораплан с успехом конкурировал с английскими, французскими и голландскими машинами такого класса. На международном конкурсе в Тегеране, проводившемся в 1930 году, Р-5 был признан лучшим разведчиком. После победы в конкурсе он стал первым советским самолетом, поставлявшимся на экспорт.

С самолетом Н.Н.Поликарпова связана одна из героических страниц в истории освоения Крайнего Севера. 13 февраля 1934 года произошла катастрофа – ледокольный пароход «Челюскин», с полярной экспедицией О.Ю.Шмидта на борту, был раздавлен льдами. Спасшиеся разбили лагерь на льдине. По решению правительственной комиссии для спасения челюскинцев были выбраны самолеты Р-5. Летчики М.Водопьянов, Н.Каманин и В.Молоков в труднейших условиях совершили 21 рейс и вывезли с небольшой льдины в кабинах и подкрыльевых кассетах своих машин 83 полярника (21 человек был эвакуирован на других типах самолетов). Летчики стали первыми Героями Советского Союза, а исключительная выносливость и надежность принесли мировую славу и известность Р-5. Его по праву можно отнести к лучшим для своего времени образцам самолетов подобного назначения.

Боевая биография разведчика началась еще в 1933 году, когда советские летчики по просьбе китайского правительства приняли участие в подавлении мятежа в провинции Синьцзян. Среди первых боевых самолетов, прибывших в 1936 году в Испанию, были СБ и Р-5. Полки и эскадрильи советских ВВС, вооруженные Р-5 различных модификаций, действовали против японских захватчиков в боях 1938 году у озера Хасан, летом 1939 года в районе реки Халхин-Гол и на Карельском перешейке в период советско-финляндской войны 1939-40 годов.

Самолет был приспособлен к выполнению различных боевых задач, прост и надежен в пилотировании и эксплуатации. Однако опыт воздушных боев 1936-40 годов свидетельствовал о том, что тихоходный и слабовооруженный разведчик представлял собой удобную мишень для скоростных и маневренных истребителей противника.

Тем не менее самолет применялся очень широко. Наиболее распространенной тактикой были внезапные бомбово-штурмовые удары с малых высот, с быстрым уходом на свою территорию.

В 1931-37 годах Р-5 был одним из основных военных советских самолетов. В частях ВВС он применялся в качестве разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика. Всего с 1931 по 1937 годы было выпущено около 7000 экземпляров Р-5 различных модификаций. Начиная с 1938 года он использовался в Аэрофлоте под обозначением П-5 как транспортный и почтовый. Кроме того, Р-5 применялись в летных школах, училищах и аэроклубах как учебные, в ведомственной авиации, а также для буксировки планеров. В аэродромных мастерских на нижние крылья или под ними монтировались различные контейнеры, баллоны, кассеты.

Самолеты Р-5 последних модификаций активно использовались в первый период Великой Отечественной войны в качестве легких ночных бомбардировщиков для действий по наземным войскам противника. По постановлению ГКО осенью 1941 года было сформировано 27 авиаполков, вооруженных самолетами Р-5, и 5 полков с машинами Р-Z. Так, к примеру, пилоты 606-го легкобомбардировочного авиаполка, в составе которого насчитывалось 20 разведчиков Р-5, только за месяц боев под Москвой произвели 800 ночных и дневных вылетов. На врага было сброшено 7000 бомб различного калибра, уничтожено 38 танков, 90 автомашин, З артбатареи, штаб крупного соединения, 2 самолета, 7 железнодорожных составов, выведено из строя 4 моста, разрушено 9 переправ.

В большинстве случаев бои с участием Р-5 сопровождались большими потерями. Поэтому массовое использование самолетов этого типа как легких ночных бомбардировщиков было прекращено уже в 1941 году. Впоследствии машины использовались для снабжения партизанских отрядов. До 1944 года на Р-5 были переправлены сотни тонн различных припасов и оружия.

Отдельные экземпляры Р-5 встречались в гражданской авиации и в послевоенное время.

Модификации Р-5

Р-5 опытный. На опытном экземпляре устанавливался двигатель БМВ-VI мощностью 680 л.с.

Р-5 серийный. С 1931 года самолет стоился большими сериями на заводе № 1. Устанавливался двигатель М-17Б (680 л.с.), в 1934 году он был заменен на М-17Ф (715 л.с.). Конструкция Р-5 имела большой ресурс, обладала достаточной прочностью, отличалась продуманностью и добротностью выполнения. Самолет широко применялся в ВВС и народном хозяйстве СССР.

Р-5Ш – штурмовик (1931 год). Отличался мощным вооружением: устанавливались четыре пулемета ПВ-1 (по два на каждом нижнем крыле в обтекателях), один синхронный ПВ-1 и два спаренных ДА на турели. Бомбовая нагрузка – до 500 кг. Впоследствии крыльевые ПВ были заменены на восемь ШКАС (по четыре на крыло). Строился серийно, выпущено несколько сотен экземпляров. Применялся в военных действиях в Испании и на Дальнем Востоке.

Р-5а (МР-5) – морской разведчик (1931 год). Двухпоплавковый вариант Р-5, без специального усиления конструкции, с увеличенным вдвое воздушным килем и устройством запуска двигателя на воде. Поплавки деревянные, по образцу летающей лодки Ш-2.

Р-5Т – торпедоносец (1933 год). Самолет переделан в одноместный, с увеличенным вертикальным оперением (аналогично поплавковому). Шасси изменено для подвешивания торпеды или бомбы крупного калибра. В 1935 году построена серия в 50 машин, которые применялись в морской авиации на Дальнем Востоке до 1938 года.

Р-5ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный) – вариант Р-5, модернизированный с целью улучшения летных качеств и усиления вооружения. Были установлены форсированный мотор М-17Ф и обтекатели на колеса. Пулеметы ПВ-1 заменены на ШКАС. В варианте штурмовика на нижних крыльях устанавливались четыре пулемета дополнительно. Строился серийно. Использовался как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик, в Аэрофлоте – для перевозки почты и грузов. Скорость – 249 км/ч.

Р-Z. В 1935 году по инициативе группы инженеров завода, выпускавшего серийно Р-5, на его основе был спроектирован и построен новый разведчик, которому присвоили наименование Р-Z. Отличительными особенностями самолета были меньшие размеры, закрытая кабина со сдвижным фонарем и экранированная турель в общем обтекателе. Устанавливался двигатель М-34Н (850 л.с.). Летно-технические данные улучшились, однако техника пилотирования стала более сложной, скорость – 316 км/ч. Р-Z строился крупными сериями с 1935 года. Он стал последним серийным разведчиком-бипланом в Советском Союзе. Весной 1937 года выпуск его был прекращен.

На базе Р-5 создавались экспериментальные варианты. В 1932 году для улучшения штопорных характеристик были установлены управляемые поворотные обтекатели на передние стойки коробки крыльев. В 1932-33 годах проводились испытания Р-5 с полностью механизированными крыльями, оборудованными предкрылками и закрылками. В 1932 году на этом самолете проверялась работа первого экземпляра двигателя М-34.

В 1935 году испытывались два варианта V-образного оперения (тип бабочка). В том же году на Р-5 всесторонне исследовали работу немецкого дизеля «Юмо-4» с целью его дальнейшей установки на военный вариант самолета РД (АНТ-25). Был разработан проект Р-5 с убираемым шасси.

Р-5 («лимузин») (переделка 1931 года, малая серия 1933 года, экземпляр 1935 года и два АРК-5) – почтово-пассажирские варианты, строившиеся для Гражданского воздушного флота. Они отличались общим целлулоидным фонарем, закрывавшим кабины пилота и двухместную пассажирскую, оборудованную 2-3 креслами.

П-5 и П-5а (почтовый – пятый). По мере снятия с вооружения Р-5 передавались в гражданскую авиацию. Пространство за и под второй кабиной оборудовалось под отсеки для грузов общей массой до 400 кг. С лета 1930 года на самолетах П-5 в крупнейшие города доставляли часть тиража газеты «Правда» в день ее выхода в Москве, а с 1931 года – матрицы, с которых тиражировалась газета. В 1932-38 годах большая часть авиапочты перевозилась самолетами П-5.

ПР-5 – пассажирский Р-5. В 1935 году главный инженер мастерских ГВФ под Москвой А.Н.Рафаэлянц переконструировал П-5. Силовая установка, коробка крыльев, оперение и шасси остались неизменными. Переделке подверглась средняя часть фюзеляжа. Кабина летчика была закрытой, со сдвижным фонарем и выходом справа. Четырехместная пассажирская кабина размещалась в расширенном фюзеляже овального сечения, дверь в нее – в левом борту. Обе кабины отапливались и вентилировались. Самолет успешно прошел испытания.

В 1936 году было начато его серийное производство. В дальнейшем для сохранения центровки, верхнее крыло сместили назад на 100 мм. Самолет продолжал выпускаться под новым обозначением ПР-5бис. Всего было изготовлено около 210 экземпляров ПР-5 и ПР-5бис, которые эксплуатировались на авиалиниях до начала Великой Отечественной войны.

П-Z (пассажирский – Z) – почтово-транспортный вариант самолета Р-Z (двигатель М-34НБ), снятого с вооружения уже в 1936 году. Для нужд ГВФ было переоборудовано около двухсот машин. Этот тип самолета оказался менее надежным, чем П-5 и к концу 1938 года почти все П-Z были списаны.

Технические данные Р-5

  • Экипаж - 2 чел.
  • Максимальная взлетная масса - 2997 кг (в перегрузку - 3230 кг)
  • Размеры, м:
    • длина - 10,56
    • размах крыла - 15,5
  • Силовая установка:
    • двигатель - М-17Ф
    • количество двигателей - 1
    • мощность - 500 л.с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 3700 м - 225 км/ч
  • Скороподъемность (средняя) - 3 м/с
  • Практический потолок - 5940 м
  • Дальность полета - 800 км
  • Вооружение:
    • 7,62-мм пулемет ПВ (или ШКАС) - 3
  • Максимальная бомбовая нагрузка - 500 кг

Р-5

Назад

 



МБОУ СОШ №1 принимает активное участие в подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы

Создатель и разработчик сайта о Великой Отечественной войне Сергеев Александр Викторович ученик 9а класса МБОУ СОШ № 1 с.Кандры


Сайт управляется системой uCoz