Р-6(АНТ-7)
К началу 1930-х годов в СССР серийно производились тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, однако тактики применения крупных соединений таких самолетов не существовало. Поэтому было решено использовать опыт применения ударных группировок ВМФ: основу любой эскадры составляли линкоры, однако задачи охраны, поиска противника и наблюдения за ним, разведка и самостоятельные действия возлагались на более легкие и скоростные крейсеры. За тяжелым бомбардировщиком ТБ-3 прижилось название «летающий корабль» – разведчик Р-6 был задуман как «воздушный крейсер».
Новый самолет, получивший обозначение Р-6 (АНТ-7), был создан в ОКБ А.Н.Туполева в 1929 году. Он разрабатывался на основе аэродинамической схемы и конструкции бомбардировщика ТБ-1, но имел меньшие размеры. Р-6 представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом. Конструкция самолета была цельнометаллической. Обшивка выполнялась из гофрированных листов толщиной 0,3-0,8 мм с шагом гофра 32 мм.
По замыслу конструкторов, Р-6 в качестве истребителя дальнего сопровождения должен был эскортировать бомбардировщики в боевых порядках. При этом сам «крейсер» мог нести лишь мелкие бомбы, но на его борту находились три стрелка и пять пулеметов.
Вторая важная задача, возлагавшаяся на Р-6, – дальняя разведка. Считалось, что он мог самостоятельно действовать в тылу противника. Идея создания такого самолета была популярна в 1920-30-е годы, однако концепцию проверить не удалось – Р-6 не использовался в боевых действиях по прямому назначению. Опытный экземпляр АНТ-7 с двигателями БМВ-VI (730 л.с.) был готов 11 сентября 1929 года. Испытания начались в мае 1930 года. По их результатам была произведена доработка машины, и Р-6 (АНТ-7) с двигателями М-17 запустили в серийное производство как самолет воздушного боя, дальней разведки и сопровождения бомбардировщиков.
Выпуск Р-6 на Московском авиазаводе № 22 был прекращен в 1932 году после сборки 45-го экземпляра. Неиспользованные узлы и агрегаты передали на завод № 31, где производились поплавковые самолеты.
В июле 1933 года в одном экземпляре был выпущен пассажирский вариант («лимузин») Р-6 с закрытой кабиной, которая представляла собой невысокую надстройку к фюзеляжу, с остеклением, входной дверью на правом борту и багажным отсеком. Кабина была рассчитана на размещение 7 пассажиров. Самолет показал хорошие летные данные и был передан для эксплуатации в летный отряд Управления авиационной промышленности. 5 сентября 1933 года самолет потерпел катастрофу при перелете из Москвы в Крым.
В 1932-34 годах серийно выпускался поплавковый вариант под обозначением МР-6 (морской разведчик – шестой). На разведчик Р-6 были установлены поплавки типа «Ж». По сравнению с поплавковым ТБ-1, управляемость нового самолета была хуже, особенно при посадке. В 1934 году серийное производство МР-6 на заводе № 31 в Таганроге было прекращено.
Под обозначением КР-6 («Крейсер») самолет продолжал выпускаться до 1935 года на Московском авиазаводе.
В конструкцию был внесен ряд изменений: оборудованы посадочные щитки, резиновая амортизация шасси заменена на масляно-воздушную, поставлены тормозные колеса, введены зализы между крылом и фюзеляжем, ликвидирована выдвижная подфюзеляжная башня.
К середине 19З0-х годов скорость истребителей и легких бомбардировщиков превысила 400 км/ч, и Р-6 как военный самолет устарел. Начиная с 1936 года машины Р-6 и МР-6 передавались в Аэрофлот и Главсевморпуть, где получили обозначения ПС-7 и МП-6 (поплавковый). Их коммерческая нагрузка составляла 700 кг. Самолеты широко использовались на сибирских авиалиниях и в Арктике.
Весной 1937 года четыре тяжелых воздушных корабля Г-2 (ТБ-З) доставили на Северный полюс полярную экспедицию под руководством И.Д.Папанина и О.Ю.Шмидта. Воздушная разведка маршрута была выполнена летчиком П.Головиным на самолете Р-6. Вылетев раньше основной группы, его экипаж докладывал о погоде на маршруте и о состоянии аэродрома очередной посадки. Р-6 стал первым советским самолетом, достигшим Северного полюса.
В качестве тренировочных, для перехода на скоростные бомбардировщики, машины Р-6 использовались в ВВС до 1938 года. Во время Великой Отечественной войны они применялись для различных перевозок в тыловых, реже – прифронтовых районах до 1944 года.
В целом самолет эксплуатировался около 15 лет. Всего было построено свыше 400 экземпляров Р-6 всех модификаций.
Технические данные Р-6 (АНТ-7)