На главнуюИсторияГероиПолководцыМедалиОружие


Друзья сайта


Сайт КлаНА Ags

greatdwar.narod.ru

gilyazev-ildus.narod2.ru


Вооружение Второй Мировой войны

Самолеты Транспортные самолеты и планеры

Переход А-40

Переход А-7

Переход БДП

Переход Г-1

Переход Г-11

Гражданский воздушный флот (ГВФ), образованный в 1932 г., в 1932 г был переименован в Аэрофлот. В середине 30-х годов основу парка Аэрофлота составляли: двухмоторные самолеты АНТ-9 и ПС-9 А.Н.Туполева; одномоторные самолеты К-5 К.А.Калинина; «Сталь-2» и «Сталь-3» Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского; САМ-5 А.С.Москалева; ХАИ-1 И.Г.Немана, АИР-6 А.С.Яковлева и особенно много ПР-5 Н.Н.Поликарпова. Большинство из них имели гофрированную обшивку и неубирающееся шасси и уже не соответствовали изменившимся требованиям, как полетным данным, так и по комфортабельности. Так как создание новых пассажирских самолетов в СССР затягивалось, то Советом Труда и Обороны было принято постановление о приобретении образца самолета DC-3 американской фирмы Douglas и лицензии на его производство. Только благодаря освоению в производстве американского «дугласа» под обозначением ПС-84, Аэрофлот и ВВС получили отличный современный многоцелевой самолет.

К 1940 г. гражданская авиация, располагавшая значительным количеством различных самолетов, стала важной частью единой транспортной системы и составным звеном оборонного потенциала страны.

23 июня 1941 г., постановлением СНК СССР, Аэрофлот был передан в оперативное подчинение Народного комиссариата обороны, отряды гражданской авиации мобилизованы.

Военно-транспортная авиация (ВТА), как один из видов военной авиации, сформировалась в годы Второй мировой войны.

Первая в мире крупномасштабная десантная операция, поразившая приглашенных зарубежных военных специалистов, была продемонстрирована в 1935 г. на маневрах Киевского военного округа. С помощью тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 на парашютах было сброшено 1200 бойцов, 150 пулеметов и 18 орудий. Еще 2500 человек с легкими танками и артиллерией были доставлены посадочным методом. Несмотря на перспективность развития парашютно-десантных войск, программы создания специальных самолетов не было. Немногочисленные авиационные подразделения накануне войны были оснащены переоборудованными самолетами гражданской авиации и устаревшими бомбардировщиками.

В недавнем прошлом гражданские экипажи, еще не успевшие сменить форму на военную, включились в напряженную фронтовую работу. На их плечи легла основная тяжесть транспортных перевозок по воздуху. Они доставляли грузы и сбрасывали парашютные десанты на помощь соединениям, воевавшим в окружении. Перевозили продовольствие и необходимые материалы в осажденный Ленинград, эвакуировали на Большую землю раненых, больных и детей, совершая по 2-З вылета в сутки. Советские транспортные авиационные части осуществляли высадку воздушных десантов, маневрирование войск по воздуху, доставку к фронту вооружения, боеприпасов и горючего, эвакуацию раненых в тыл.

Для оказания помощи партизанам они доставляли в тыл врага парашютистов, буксировали десантные планеры, перевозили военное снаряжение и раненых.

В промышленных районах страны специально выделенные самолеты обеспечивали доставку комплектующих изделий на предприятия, выпускавшие вооружение. Так, для ускорения производства танков была сформирована группа из 11 самолетов, обеспечивавших регулярное снабжение заводов шарикоподшипниками и электрооборудованием.

Для выполнения транспортно-десантных операций в основном использовались бомбардировщики ТБ-3 ДБ-3 и пассажирский самолет ПС-84 (Ли-2). Широкое применение получили различные варианты самолетов У-2, Р-5 и др. Лишь А.Я.Щербаковым был построен транспортный самолет Ще-2, хоть и недостаточно удачный, но выпускаемый серийно.

За годы войны самолеты ГВФ совершили 109 тыс. вылетов, налетали свыше 4,5 млн. часов, перевезли более 2,3 млн. человек, около 400 тыс. тонн военных грузов. В тыл противника (в партизанские отряды и соединения, для высадки десантов) совершено более 40 тыс. вылетов, в том числе 13 тыс. с посадкой у признан. Вывезено и вновь доставлено за линию фронта свыше 83 тыс. человек. Общий налет в тылу составил 1 млн. 348 тыс. часов.

Полеты самолетов военно-транспортной авиации чаще всего производились с переменным профилем: над своей территорией – на больших, над территорией противника – на средних и малых высотах. Десантирование производилось на высотах 300-1000 м.

Для обеспечения транспортно-десантных операций, выполняемых в тылу оккупированных противником территорий, широкое применение нашли безмоторные летательные аппараты – планеры специальной постройки. Отделившись от буксирующего самолета, они могли бесшумно совершить управляемый полет на десятки километров со скоростью более 100 км/ч и приземлиться на небольшие грунтовые площадки.

В январе 1940 г. в Наркомате авиапромышленности было создано Управление по производству десантно-транспортных планеров. Осенью принимается решение о проведении конкурса на разработку многоместных летательных аппаратов этого класса. Среди созданных планеров наиболее удачными были признаны А-7 О.К.Антонова и Г-11 В.К.Грибовского, которые строились серийно.

Их конструкция была цельнодеревянная, предельно простая в производстве, которое могло быть налажено на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях. Выбор материала был обусловлен прежде всего особенностями боевого применения. Чаще всего, планеры совершали посадку на площадки, исключающие взлет какого-либо транспортного самолета. Поэтому их необходимо было срочно уничтожить – сжечь.

В качестве буксировщиков использовались самолеты СБ, ДБ-3, Ил-4 и Ли-2. В сцепке за буксирующим самолетом – так называемом планерном поезде, могли быть один или несколько планеров.

Высокая весовая отдача (вес полезной нагрузки равнялся весу конструкции) планеров, скрытность действий и снижение потерь самолетов – все это позволило существенно повысить эффективность десантных операций по высадке, а также снабжению войск и партизан.

Кроме того, иногда планеры использовали в учебных целях – для подготовки парашютистов.

 



МБОУ СОШ №1 принимает активное участие в подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы

Создатель и разработчик сайта о Великой Отечественной войне Сергеев Александр Викторович ученик 9а класса МБОУ СОШ № 1 с.Кандры


Сайт управляется системой uCoz