На главнуюИсторияГероиПолководцыМедалиОружие


Друзья сайта


Сайт КлаНА Ags

greatdwar.narod.ru

gilyazev-ildus.narod2.ru


ДВБ-102


ДВБ-102

В 1939 г. в ОКБ В.М.Мясищева был разработан проект дальнего высотного двухмоторного бомбардировщика под новые двигатели М-120ТК мощностью 1800 л.с. Самолет получил обозначение ДВБ-102. Машина имела следующие расчетные характеристики: дальность полета – до 4000 км, скорость более 500 км/ч, потолок – до 10000 м, бомбовая нагрузка – до 4000 кг.

Принципиальными особенностями самолета были: наличие двух герметичных кабин для экипажа, шасси с носовым колесом и дистанционное гидравлическое управление стрелковыми установками, расположенными вне гермокабин. Такое сочетание летно-технических качеств и перспективных нововведений для того времени было новаторским шагом в авиастроении.

В мае 1940 г. началась постройка опытного экземпляра. Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с двухкилевым вертикальным оперением. Широко применялись штамповки и литье из алюминиевых и магниевых сплавов; пластмасса и сварные соединения использовались ограниченно. Летом были проведены статические испытания бомбардировщика.

Работы, прерванные в августе эвакуацией, были продолжены и завершены в Омске, где отдел Мясищева разместился на базе ремонтных мастерских Гражданского воздушного флота. 17 февраля 1942 г. состоялся первый полет опытного экземпляра. Начались летные заводские испытания, совмещенные с государственными, которые завершились 2 сентября. С нормальным полетным весом 15000 кг было произведено только 11 вылетов, остальные 19 проводились в облегченном варианте. Большая часть времени (80%) ушла на различные доработки и доводку самолета. Испытания осложнялись плохой работой двигателей М-120, которые оказались ненадежными и имели ресурс всего 25 ч. В конце мая их сняли, а в июне установили новые того же типа. В июле - августе внесли изменения в выхлопные всасывающие патрубки, верхние капоты двигателей, бензосистемы, установили новые маслорадиаторы. Плохая работа турбокомпрессоров стала причиной их замены на обычные нагнетатели. В таком виде винтомоторная группа удовлетворительно работала на высотах до 8000 м. В акте по результатам испытаний ДВБ-102 отмечалось, что оборудование герметических кабин значительно улучшило условия работы экипажа на большой высоте. Самолет развил максимальную скорость 542 км/ч, превышающую скорость существующих дальних бомбардировщиков.

Тем не менее опытные двигатели М-120 не были готовы, их доработка требовала времени. Поэтому было решено их заменить.

Весной 1943 г. появился дублер самолета с новыми двигателями воздушного охлаждения М-71 (2000 л.с.) конструкции А.Д.Швецова. Установка моторов другого типа потребовала большой дополнительной работы. Была изменена передняя гермокабина, нагнетатели заменены на турбокомпрессоры ТК-3.

В мае 1943 г. начались летные испытания новой модификации. Однако летом, по причине гибели В.М.Петлякова в авиакатастрофе, Б.М.Мясищев был назначен главным конструктором для руководства выпуском и модернизацией Пе-2, летные качества которого значительно ухудшились в ходе серийного производства. Мясищев с частью коллектива переехал на авиазавод в Казань. Оставшихся сотрудников КБ перевели в Москву на опытный завод, куда был отправлен и самолет ДВБ-102 для продолжения работ по доводке.

В августе 1943 г. состоялся перелет самолета с новыми моторами по маршруту Омск – Казань – Москва, во время которого были подтверждены практически все расчетные летные характеристики. Осенью испытания продолжились уже в Москве. Они сопровождались плохой работой двигателей М-71. Их заменили форсированными М-71Ф, но и те оказались недоведенными.

Летные испытания ДВБ-102 завершились в 1946 г. Коллектив конструкторов был удостоен Государственной премии, а Б.М.Мясищев, кроме того, – личной благодарности Сталина. Тем не менее новая машина разделила судьбу ряда других опытных самолетов военного времени и не была запущена в серийное производство из-за недоведенности двигателей М-120 и М-71. К тому же И.В.Сталин принял решение полностью скопировать американский бомбардировщик B-29, имевшийся в нескольких натурных образцах Эта работа была поручена А.Н.Туполеву.

Технические данные ДВБ-102

  • Экипаж - 4 чел.
  • Максимальная взлетная масса - 14906 кг
    • Размеры, м:
    • длина - 18,9
    • размах крыла - 25,17
  • Силовая установка:
    • двигатель - М-120ТК
    • количество двигателей - 2
    • мощность - 1800 л.с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 6250 м - 540 км/ч
  • Скороподъемность (средняя) - 6 м/с
  • Практический потолок - 8300 м
  • Дальность полета - 3340 км
  • Вооружение:
    • 20-мм пушка ШВАК - 1
    • 12,7-мм пулеметы УБК - 2
    • 7,62-мм пулеметы ШКАС - 6
  • Максимальная бомбовая нагрузка:
    • 2000 кг на внутренней подвеске
    • 1000 кг на внешней подвеске

ДВБ-102

Назад

 



МБОУ СОШ №1 принимает активное участие в подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы

Создатель и разработчик сайта о Великой Отечественной войне Сергеев Александр Викторович ученик 9а класса МБОУ СОШ № 1 с.Кандры


Сайт управляется системой uCoz