Як-4 (ББ-22)
В 1938 г. А.С.Яковлев в инициативном порядке приступил к проектированию своей первой боевой машины. Самолет разрабатывался с учетом богатого опыта, накопленного при создании двухмоторного УТ-3. Получение наибольшей скорости полета должны были обеспечить два серийных двигателя жидкостного охлаждения М-103 (960 л.с.) и минимальные размеры самолета, определившие довольно большую удельную нагрузку на крыло. Была выбрана схема низкоплана с разнесенным оперением.
Особое внимание конструкторы уделили совершенствованию аэродинамических форм и общей компоновки. Фюзеляж был предельно «обжат», все выступающие детали убраны внутрь. С этой же целью кабина штурмана, расположенная в средней части фюзеляжа, была вписана в его контур.
Согласно первоначальному замыслу, конструкция планера многоцелевого самолета предусматривала возможность серийного выпуска в трех вариантах: одноместного пушечного истребителя, ближнего разведчика и скоростного бомбардировщика. Они отличались лишь стрелковым вооружением, наличием фото- и радиооборудования и бомбовой нагрузкой.
В январе 1939 г. начались испытания первого опытного экземпляра, получившего обозначение С-22 (самолет 22). Вооружение и спецоборудование на машине отсутствовали. Самолет развил скорость 567 км/ч на высоте 4900 м, высоту в 5000 м набрал всего за 5,75 мин, а дальность полета составила 1050 км. Довольно тяжелая двухмоторная машина выполняла даже некоторые фигуры высшего пилотажа, а для разбега и пробега ей требовалось всего 0,5-километровая грунтовая взлетная полоса. Несмотря на выявленные недостатки, руководство ВВС РККА приняло решение показать опытную машину на первомайском параде.
Сталин заинтересовался скоростным С-22, который по летно-техническим характеристикам превзошел лучшие зарубежные истребители.
Тем временем ВВС срочно требовался самолет для замены основного фронтового бомбардировщика СБ, и возможность применения новой машины в качестве разведчика или истребителя даже не рассматривалась. Было принято решение о запуске С-22 в серию после устранения дефектов, а Яковлеву соответственно предложено переделать свой самолет в ближний бомбардировщик с учетом рекомендаций военных специалистов. По их требованиям конструкторы переместили вперед кабину штурмана, увеличенный бомбоотсек сдвинули назад, усилили шасси и изменили подвижную стрелковую установку штурмана.
Серийное производство самолета, получившего обозначение ББ-22, было начато летом 1939 г. сразу на двух заводах. Однако в результате радикальной перекомпоновки полетная масса увеличилась, и центровка сравнительно небольшой машины сместилась назад. В ходе испытаний головного ББ-22 было отмечено снижение максимальной скорости до 478 км/ч (с полной бомбовой нагрузкой вообще 445 км/ч), а также ухудшение управляемости и устойчивости в полете. Кроме того, проявился ряд конструктивных и производственных дефектов, в том числе недоведенность винтомоторной группы и системы охлаждения моторов, недостаточная прочность колес, плохой обзор с места штурмана, неотлаженная работа систем стрелкового и бомбового вооружения, вибрация хвостового оперения, некачественная обшивка и прочее. Тем не менее доработка самолета продолжалась.
Были установлены более мощные моторы М-105 (1050 л.с.), увеличены водорадиаторы и добавлено еще по одному маслорадиатору, установлены сдвоенные колеса, понижен гаргрот за кабиной штурмана, сделаны окна перед крылом и в полу, установлена турель для ШКАСа с увеличенными углами обстрела, улучшено качество поверхности. На испытаниях, проведенных в мае 1940 г., усовершенствованная машина на высоте 4800 м показала скорость 574 км/ч.
Выпуск самолета, получившего обозначение ББ-22бис, был начат в октябре 1940 г. Серийные машины оснащались новыми винтами, малорадиаторами (установленными под моторами), подвесными 100-литровыми топливными баками и наружными держателями для бомб общей массой до 500 кг В конце года ББ-22 стал называться Як-2, а ББ-22бис - Як-4.
В феврале 1941 г. производство было прекращено, так как принятый на вооружение ВВС бомбардировщик Пе-2 превзошел Як-4 по всем параметрам. К тому же самолет Яковлева по-прежнему был строг в пилотировании и сохранил некоторые неустранимые недостатки. Всего было построено около 200 экземпляров. Почти все они были потеряны в первые месяцы войны.
Работы над разведывательным и истребительным вариантами (Р-12, И-29) Яковлев продолжал без особого успеха до середины 1940 г. и конца 1941 г. соответственно.
Технические данные Як-4 (ББ-22бис):