«Омега»
В конце 1930-х годов интерес к опытному строительству вертолетов и автожиров в Народном комиссариате авиапромышленности заметно снизился. В Центральном аэродинамическом институте закрылись все ОКБ, занимавшиеся разработкой винтокрылых машин. В январе 1940 года при Московском авиационном институте было организовано ОКБ-3, основу которого составила группа конструкторов работавших ранее в ЦАГИ. Руководителем нового КБ назначили И.П.Братухина.
Конструкторский коллектив занялся созданием двухвинтовых вертолетов поперечной схемы – новой для того времени.
Первой опытной машиной ОКБ стал вертолет 2МГ «Омега», эскизный проект которого был утвержден в июле 1940 года. В качестве силовой установки использовались два мотора МВ-6, со специальным редуктором, муфтой свободного хода и включения. В целях получения одинаковой частоты вращения обоих несущих винтов двигатели связывались между собой валом синхронизации, который был выполнен из двух частей, соединенных специальной муфтой. Включение муфты обеспечивало синхронность вращения обоих винтов даже при выходе из строя одного двигателя. Несущая система вертолета состояла из двух трехлопастных винтов диаметром 7 м, поперечно расположенных на кабанах гондол двигателей. Хвостовое оперение было вертикальным, как у самолета, и включало большой киль, руль направления и стабилизатор, установленный на вершине киля. Управление летательным аппаратом осуществлялось посредством отклонения несущих винтов и синхронного изменения углов установки лопастей, стабилизатора и общего шага винтов, а также с помощью руля поворота.
Продольное и поперечное управление обеспечивала ручка управления, расположенная в кабине летчика, путевое управление – ножные педали, управление общим шагом – специальный штурвал. С помощью механизма аварийного сброса, путем нажатия кнопки на приборной доске, можно было мгновенно уменьшить углы установки лопастей винтов и перевести их на режим авторотации.
В августе 1941 года вертолет был передан на заводские испытания, во время первого этапа которых, во избежание лишнего риска, «Омега» удерживалась тросами. Проводились исследования, касавшиеся эффективности работы отдельных систем.
ОКБ было эвакуировано, и испытания возобновились только в 1943 года. Было установлено, что при определенной частоте вращения двигателей возникают большие крутильные автоколебания боковых ферм и происходит раскачивание всего вертолета. После некоторого изменения конструкции ферм и подвески лопастей эти недостатки были устранены.
В ходе второго этапа испытаний, в свободном полете, для определения летных свойств аппарата совершались вертикальные взлеты и посадки, развороты на месте на 360°, полеты с небольшими горизонтальными скоростями, виражи и планирование на посадку. Из-за неполадок в работе двигателей не удалось определить некоторые летно-технические характеристики машины.
Тем не менее вертолет был признан перспективным. Отмечалось, что при выбранной схеме система управления являлась оптимальной, простой и вполне надежной. Вертолет был устойчив в полете на всех испытанных режимах. Таким образом, после замены двигателей летательные аппараты этого типа могли быть использованы как в гражданских, так и в военных целях.
В сентябре 1944 года был построен и передан на испытания вертолет «Омега II» со звездообразными моторами воздушного охлаждения МГ-31-Ф (300 л.с.). Замена двигателей привела к изменению конструкции моторов, капотов, ферм, редукторов, муфт, топливной системы и охлаждения. В ходе испытаний машина показала вполне удовлетворительные пилотажные свойства и неплохие летные данные. После изменения передаточного числа трансмиссии повысилась суммарная тяга винтов, потолок увеличился до 3000 м.
С осени 1945 года вертолет «Омега II» применялся для обучения и тренировки летного состава. В 1946 году он принял участие в воздушном параде в Тушино, но вскоре был списан из-за износа двигателей и отсутствия запасных.
В 1945 году на базе летательного аппарата «Омега» были созданы два вертолета Г-3 с импортными двигателями «Пратт и Уитни» R-985AN-1 (450 л.с.). Еще до окончания испытаний было принято решение о выпуске небольшой (10 экземпляров) войсковой серии. В 1945-46 годах было построено пять машин. Одна из них использовалась до 1949 году для обучения и тренировки летного состава.
Технические данные «Омега» (2МГ)