БИЧ-21
Летом 1936 г. группа советских авиационных инженеров была командирована во Францию для ознакомления со скоростными самолетами «Кодрон», приобретения их и лицензии на производство моторов «Рено».
На базе двух-трех машин предполагалось разработать учебно-тренировочный истребитель, а также легкую гоночную машину. Наиболее подходящими для спортивной авиации были признаны однорядные 4-х и 6-хцилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Рено Бенгали-4» и «Бенгали-6».
Во второй половине 1937 г. на авиазаводе № 26 приступили к выпуску малыми сериями французских моторов под обозначениями МВ-4 и МВ-6. При небольшом весе они развивали мощность соответственно 140 и 220 л.с.
В 1937 г. Осоавиахим СССР объявил очередной конкурс на проектирование и постройку специальных спортивно-гоночных самолетов. В перечне общих технических требований и рекомендаций обращалось внимание на предпочтительность создания одноместной машины. В конкурсе приняли участие такие авиаконструкторы, как В.Н.Беляев, М.Р.Бисноват, В.К.Грибовский, А.С.Москалев, А.С.Яковлев и другие.
Один из проектов – гоночный самолет СГ-1 (БИЧ-21) – был предложен в 1938 г. конструктором Б.И.Черановским. Для самолета СГ-1 была выбрана новая форма крыла – трапециевидная с ломаной передней кромкой. Машина представляла собой низкоплан деревянной конструкции с очень коротким фюзеляжем. Капот мотора и обтекатель винта имели традиционную форму.
СГ-1 (БИЧ-21) был единственным аппаратом, выполненным по бесхвостной схеме, и оказался самым легким среди всех представленных на конкурс гоночно-спортивных самолетов: вес пустой машины – 526 кг, взлетная масса – 643 кг при запасе бензина 30 кг.
С форсированным мотором МВ-6А (240 л.с.) максимальная расчетная скорость должна была составить 424 км/ч. Эта цифра вызывала недоверие у специалистов, рассматривавших представленные проекты, ведь лучший из скоростных самолетов – французский одноместный «Кодрон» C.960 – развивал максимальную скорость 370 км/ч. Тем не менее проект машины СГ-1 (БИЧ-2 1) был поддержан некоторыми членами конкурсной комиссии.
Из-за возникших сложностей в работе системы наддува двигателя его мощность составила только 220 л.с., и на летных испытаниях удалось достичь 417 км/ч. Несмотря на это, «бесхвостка» Б.И.Черановского оказалась самым скоростным самолетом среди построенных к лету 1941 г. и представленных на конкурсе летательных аппаратов.
Опытный самолет СГ-1 (БИЧ-21) был построен в 1940 г. Летные испытания проводились в январе 1941 г. В полете у машины проявилась путевая неустойчивость. Хотя БИЧ-21 и не был доведен до эксплуатации как спортивный самолет, в одном из полетов с выпущенным шасси на нем удалось развить максимальную скорость, равную достигнутой в 1939 г. на спортивном самолете Я-21 нормальной схемы с тем же двигателем. Благодаря малой нагрузке на крыло и образованию под ним динамической воздушной подушки при полете у земли машина обладала хорошими взлетно-посадочными характеристиками. Эффект «экран» снизил посадочную скорость до 80 км/ч, а разбег и пробег составили соответственно 110 и 100 м.
Шасси могло убираться с помощью пневмосистемы назад в центроплан. Однако во время эксплуатации опытного экземпляра эта система опробована не была.
В апреле 1941 с при разбеге БИЧ-21 один из летчиков, ранее не летавший на этом самолете, допустил ошибку в пилотировании и самолет скапотировал. Восстановление и дальнейшие испытания БИЧ-21 были прекращены в связи с началом Великой Отечественной войны.
Технические данные БИЧ-21