Г-11
К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе был накоплен огромный опыт создания многоместных планеров. Советским летчикам принадлежало большинство мировых рекордов, установленных на 2-местных планерах. Впервые в мире были достигнуты рекорды высоты и продолжительности полета на З-местных планерах. В 1932 году был испытан 18-местный планер «Яков Алкснис», а в 1934 году из Москвы в Коктебель и обратно пролетел на буксире 5-местный планер Г-4. Создавались и другие конструкции.
Таким образом, был разработан ряд образцов многоместных планеров, рассчитанных на различные условия боевого применения.
Такие летательные аппараты активно использовались во время Великой Отечественной войны. Наиболее распространенными в воздушно-десантных войсках Красной Армии были планеры Г-11 (Гр-29) конструкции В.К.Грибовского и А-7 О.К.Антонова. Они большими крупными сериями (до 500 машин) и широко применялись в транспортно-десантных операциях по снабжению партизан оружием, боеприпасами, провиантом и медикаментами. Например, только за одну ночь 23 мая 1943 года на 18 планерах было переброшено 119 человек и 2100 кг различных грузов.
Планер Г-11 (Гр-29) был создан в 1941 году. Он имел простую и дешевую конструкцию и представлял собой свободнонесущий высокоплан, изготовленный в основном из дерева. Приборное оборудование включало указатель скорости, вариометр, высотомер и часы. Г-11 обладал высокой весовой отдачей - масса полезной нагрузки была равна массе конструкции. Планер мог поднять в воздух 10 бойцов в полном снаряжении. Кабина пилота ничем не отделялась от салона. Вдоль каждого борта было укреплено 5 скамеек, которые складывались при перевозке грузов.
Полет на буксире за самолетом СБ, Ил-4 или Ли-2 за линию фронта осуществлялся со скоростью не более 280 км/ч. После отцепки от самолета в заданном районе Г-11 бесшумно планировал со скоростью 146 км/ч. Минимальная скорость снижения составляла около 2 м/с. Применение щитков, отклоняемых на 60°, позволяло уменьшить посадочную скорость планера до 82,5 км/ч.
Полеты в тыл противника обычно осуществлялись ночью. Их выполняли специально подготовленные пилоты-планеристы. Для улучшения условий ночной посадки слева под центропланом на специальном кронштейне крепилась фара.
Обычно десантные планеры имели одноразовое боевое применение. На них партизанам доставлялись грузы с посадкой на такие небольшие по размерам площадки, что взлет с них буксирного авиапоезда был невозможен, и планер после разгрузки приходилось уничтожать. Однако бывали и исключения.
В 1942 году на основе десантного планера Г-11 (Гр-29) был создан мотопланер Г-30 (Г-11М). На нем устанавливался двигатель М-11 с тянущим винтом. В отличие от безмоторных летательных аппаратов, Г-30 можно было использовать многократно. Но по различным причинам его испытания не проводились.
Технические данные Г-11 (Гр-29)