БДП
В июне 1941 года в ОКБ Н.Н.Поликарпова была завершена разработка эскизного проекта планера, получившего обозначение БДП (боевой десантный планер). Летательный аппарат предназначался для перевозки десантников, а также вооружения и различных грузов, в том числе крупногабаритных, был способен совершать посадку на плохо оборудованные площадки в сумерки и ночью. По схеме он представлял собой высокоплан с размерностью, выбранной с учетом возможности его буксировки бомбардировщиками СБ и ДБ-3, и был способен перевозить 16 бойцов с вооружением.
В августе 1941 года постройка опытного экземпляра планера БДП завершилась, и в сентябре начались его летные испытания на подмосковном аэродроме. В качестве буксировщика использовался самолет СБ с моторами М-103. 14 октября, после четырнадцатого полета, испытания были прерваны в связи с эвакуацией.
В отчете по результатам незавершенных испытаний отмечалось, что БДП устойчив в полете, прост в технике пилотирования, послушен в управлении, допускает полет с брошенной ручкой и потому доступен летчику невысокой квалификации, прошедшему тренировку на учебных планерах. Обращалось также внимание на недостаточную прочность конструкции некоторых узлов, искажение видимости при выполнении посадки из-за криволинейного остекления сложной формы, возникновение вибрации хвостового оперения при отклонении посадочных щитков.
Во время буксировки в Новосибирск, куда было эвакуировано ОКБ Н.Н.Поликарпова, планер был принужден к посадке сверхбдительными летчиками-истребителями как неизвестный летательный аппарат и... разграблен местными жителями. Впоследствии он был эвакуирован с места вынужденной посадки и доставлен в Москву для восстановления.
На эвакуированном заводе с учетом замечаний был построен второй планер, получивший обозначение БДП-2. По сравнению с первым экземпляром, конструкция его была усилена, в связи с чем несколько увеличился вес.
Изменился и внешний облик машины: было установлено новое остекление кабины пилота и удлинены посадочные лыжи. Для устранения вибрации хвостового оперения в посадочных щитках выполнили ряд отверстий.
Бортового вооружения на планере не было, но имелись приспособления для установки семи пехотных 7,62-мм пулеметов Дегтярева: два – для обстрела верхней полусферы, один – в нижнем люке и по два – в иллюминаторах, по бортам фюзеляжа. Все пулеметы являлись штатным оружием десантников. Для пассивной защиты внутри кабины имелись 16 съемных броневых листов толщиной 5,5 мм, размером 480 х 550 мм. Пилот также был защищен разборной бронеспинкой. После высадки десанта бронелисты использовались пулеметчиками как индивидуальные щиты.
С 6 февраля по 14 марта 1942 года проводились летные испытания БДП-2 на лыжном шасси. Были отмечены простота пилотирования, достаточная маневренность и устойчивость, а также большая полезная нагрузка планера. По результатам испытаний рекомендовалось запустить БДП-2 в серийное производство и было заказано 100 экземпляров. Стоимость одного планера в серии определялась в 41125 рублей, поэтому массовый выпуск оказался нерациональным.
В июле 1942 года один БДП-2 в качестве транспортного средства был передан в Аэрофлот для опытной эксплуатации. Он выполнил ряд полетов на буксире за рейсовым самолетом ПС-40 (СБ) по маршруту Новосибирск – Омск – Свердловск и обратно. Планер оказался незаменим при перевозке крупногабаритных грузов. Предполагалось построить несколько транспортных БДП-2 для гражданских линий.
До конца 1942 года в мастерских Сибирского военного округа было построено для фронта четыре планера. Еще несколько экземпляров БДП передал фронту мебельный комбинат г. Шумерль, изготавливавший штабной и санитарный варианты самолета У-2.
В ОКБ Н.Н.Поликарпова приняли решение модернизировать планер таким образом, чтобы он не зависел от самолета-буксировщика. Один из БДП-2 был переделан под установку двух моторов М-11Ф. Летательный аппарат, получивший название МП (мотопланер), предназначался для использования в качестве транспортного самолета для перевозки грузов. На его борту могли разместиться 12 десантников с вооружением. При увеличении нагрузки взлет и доставка к месту назначения осуществлялись на буксире. Существенным преимуществом мотопланера было то, что он мог самостоятельно вернуться назад, в то время как абсолютное большинство планеров после доставки грузов уничтожалось.
Несмотря на положительные отзывы и успешно прошедшие летом 1943 года госиспытания, МП в серии не строились. Связано это было прежде всего с тем, что части Красной Армии вплотную приблизились к районам, контролируемым партизанами или полностью ими освобожденным. Кроме того, уже был налажен серийный выпуск планеров А-7 и Г-11 и небольших транспортных самолетов Ще-2 и Як-6.
К нереализованным «планерным» проектам Н.Н.Поликарпова относится и бомбардировочный планер БП, работы над которым велись в 1941 году. К цели его должны были доставлять на буксире бомбардировщики СБ или ДБ-3. Внутри фюзеляжа предполагалась подвешивать до 1000 кг бомб. В состав экипажа, кроме летчика, входили штурман и башенный стрелок. Оборонительное вооружение состояло из 12,7-мм пулемета УБТ на турельной установке и перекидного пулемета ШКАС.
Технические данные МП (БДП-2 с М-11Ф)