А-7
Авиационные конструкторы долгое время не имели в своем распоряжении достаточно мощных двигателей, чтобы создать специальный самолет для перевозки большого числа солдат с вооружением. Поэтому в дни войны нашлось применение и для таких, казалось бы, мирных машин, как планеры.
Внимательное наблюдение за ходом боевых действий начавшейся Второй мировой войны выявило необходимость создания десантных планеров для быстрой переброски войск. Их преимуществами перед другими летательными аппаратами являлись бесшумность полета, приспособленность к посадке на самые малые аэродромы, простота и экономичность производства.
К 1939 году в Советском Союзе было создано немало первоклассных спортивных планеров, на которых наши планеристы поставили большинство мировых рекордов в этом виде спорта. Огромный опыт, накопленный при создании и эксплуатации спортивных летательных аппаратов, пригодился конструкторам при разработке десантных планеров.
В соответствии с требованиями к военно-транспортной технике того времени, планер должен был быть приспособлен для посадки на неподготовленный аэродром. Наиболее удачными безмоторными летательными аппаратами были выпускавшиеся серийно: 7-местный А-7 конструкции О.К.Антонова, 20-местный Кц-20 Д.Н.Колесникова и П.В.Цыбина, а также 11-местный Г-11 (Гр-29) В.К.Грибовского. Всего было изготовлено более тысячи планеров различных типов.
Наибольшее распространение в воздушно-десантных войсках получил планер О.К.Антонова. Его проект под названием «Рот Фронт»-8 был отмечен первой премией на Всесоюзном конкурсе проектов многоместных десантных планеров, проводившемся Осоавиахимом в 1939 году. Было решено изготовить опытный экземпляр этого летательного аппарата. Работы по его созданию выполнялись коллективом конструкторов в г. Каунас (Литва), но были прерваны в связи с началом войны. Проектирование и изготовление планера, получившего обозначение А-7, было закончено в Москве летом 1941 года. После успешного окончания испытаний зимой 1942 года он был запущен в серию и стал поступать на вооружение воздушно-десантных войск.
Планер А-7 представлял собой свободнонесущий моноплан деревянной конструкции с верхним расположением крыла. Для управления планером при буксировке и в свободном планировании в кабине пилота были размещены рычаги ручного и ножного управления. Приборная доска оборудовалась минимально необходимым комплектом приборов: указателями скорости и поворота, вариометром, компасом и высотомером. Буксировался планер за самолетами СБ, ДБ-3 и Ил-4. Для отцепки в кабине пилота-планериста слева на панели управления триммерами была установлена ручка замка.
Десантные планеры использовались на фронтах Великой Отечественной войны в ряде операций по перевозке людей и снабжению партизан оружием, боеприпасами, провиантом и медикаментами. Такие операции, в частности, проводились в 1943 году на Калининском фронте. С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, размещавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старой Тропы, вблизи Великих Лук, совершило 96 боевых вылетов с целью оказания помощи партизанам. В операции принимало участие 35 планеров А-7, и 30 планеров Г-11. За 12 суток по ночам к партизанам было переброшено 50 т боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек командного состава, а также специальное оборудование для партизанской и подпольной работы, в том числе 5 типографий и 16 радиостанций.
Технические данные А-7