А-40
Идея переброски бронетанковой техники по воздуху давно волновала военных и привлекала внимание конструкторов. В начале 30-х годов американец Кристи разработал проект 15-тонного танка с крыльями и винтом. Конструкция получилась громоздкой. Кроме того, создание гибрида двух видов техники снижало эксплуатационные достоинства каждого из них.
Советские конструкторы пошли иным путем. Коллектив инженеров во главе с П.И.Гроховским разработал и испытал подвеску для перевозки техники под фюзеляжем бомбардировщика. Проводились опыты по сбрасыванию с самолетов на парашютах автомобилей, артиллерийских орудий, броневиков и даже легких танков.
Первые «летающие танки» были созданы в 1931 г. Ими стали две танкетки Т-27 из состава 1-го авиамотодесантного отряда Ленинградского ВО. В 1935 г. на учениях войск Киевского ВО был выброшен воздушный десант в составе 5700 человек с автомашинами, бронеавтомобилями и новыми плавающими танками Т-37. Вскоре «десантником» стал более совершенный Т-38. Подвеска при этом устанавливалась на тяжелый бомбардировщик ТБ-3.
В начале Великой Отечественной войны ряд конструкторских бюро получили срочное задание Наркомата авиационной промышленности на создание десантно-транспортных планеров для переброски в район боевых действий армейских грузов. В тылу противника, на оккупированной территории, ширилось партизанское движение. Возникла идея доставлять партизанам не только оружие, боеприпасы и медикаменты, но и военную технику, включая легкие танки.
Для реализации проекта выбрали новый легкий танк Т-60, сменивший устаревшие Т-38 и Т-40, и бомбардировщик ТБ-3. Ввиду того, что масса Т-60 с усиленным бронированием и вооружением составляла около 6 т, от переброски прежним способом (сбрасывание на парашютах) пришлось отказаться, чтобы избежать поломки при приземлении. К работам был привлечен О.К.Антонов, имевший к тому времени опыт создания спортивных планеров. Он отказался от традиционного пути – создания планера с громоздким фюзеляжем – и предложил оригинальный вариант транспортировки танка, снабженного крыльями, на буксире за самолетом. Конструкция была предельно простой и дешевой в производстве и не содержала дефицитных материалов.
Предполагалось, что танк будет отцепляться от самолета за 20-30 км от места назначения, бесшумно перемещаться, производить посадку и, сбросив крылья, вступать в бой.
Задание на буксируемый планер А-40, получивший название «Крылья танка» («КТ») было выдано ОКБ в конце 1941 г.
Первый полет состоялся 2 сентября 1942 г. Из-за большого аэродинамического сопротивления (танк не имел обтекателя) и значительной массы конструкции буксировка «КТ» велась на близкой к максимальной мощности двигателей с предельно малой скоростью – 130 км/ч. «Воздушный поезд» очень медленно набирал высоту полета. Самолет едва достиг высоты 40 м. При увеличении скорости до 140 км/ч стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к выходу их из строя от перегрева. Было принято решение отцепить планер в районе ближайшего аэродрома Быково. Успешно приземлившись, испытатель запустил мотор танка и, не сбрасывал крыльев, направился к командному пункту аэродрома. Там не были предупреждены о вынужденной посадке необычного летательного аппарата и подняли по тревоге расчет зенитной батареи и охрану. «Взятый в плен» летчик-испытатель был освобожден с прибытием аварийно-спасательной команды. Танк своим ходом вернулся на испытательный аэродром.
В акте об испытаниях отмечалось, что задача создания летающего танка решена, но были допущены ошибки в расчете аэродинамических свойств «КТ» и требуемой мощности двигателей самолета-буксировщика. Кроме того, не было учтено сопротивление воздуха, что не позволило поднять планер на требуемую высоту и усложнило управление им в полете. Указывалось на необходимость конструктивных мер по облегчению управления.
В общем, требовался более мощный буксировщик, например самолет Пе-8. Одна ко таких машин в строю было чуть более 70, и все они использовались для дальних бомбардировок В связи с этим дальнейшие испытания и доработки планера А-40 («Крылья танка») были прекращены.
Технические данные А-40