Моторный броневой вагон
Моторный броневой вагон (МБВ) был разработан в 1936-37 годах в СКБ-2 завода имени С.М.Кирова в Ленинграде. Основным назначением СКБ-2 было обеспечение серийного выпуска среднего танка Т-28, поэтому неудивительно, что по плотности компоновки, высокому качеству формы броневого корпуса, выполненного из расположенных со значительным углом наклона броневых листов, броневой вагон напоминает скорее танк, чем бронепоезд тех времен. Сходство подчеркивается использованием в его конструкции орудийных башен танка Т-28, а также многих других узлов и агрегатов этого танка.
Броневой вагон представлял собой специально разработанную пятиосную железнодорожную платформу, у которой двухосная тележка была ведущей, а трехосная, снабженная комбинированной рессорной подвеской, – поддерживающей. На платформе смонтирована броневая защита в виде катаных броневых листов, соединенных методом сварки. Боковые броневые листы толщиной 16-20 мм располагались под углом 10° к вертикали и обеспечивали защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов.
Внутренний объем корпуса был разделен на отделение управления, находящееся в средней части под рубкой, боевые отделения под каждой из орудийных башен, расположенное в кормовой части силовое отделение, отделение силовой передачи между силовым отделением и боевым отделением третьей орудийной башни. Доступ в броневой вагон осуществлялся через три входные двери и люк в днище корпуса. Кроме того, в крыше каждой башни имелись люки, закрывавшиеся броневыми крышками.
Силовая установка броневого вагона состояла из танкового карбюраторного двигателя М-17Т мощностью 500 л.с. Крутящее усилие от двигателя через главный фрикцион и пятискоростную коробку передач передавалось на двухосную ведущую тележку. При собственном весе около 80 тонн броневой вагон с такой силовой установкой мог развивать скорость до 120 км/ч.
Основное вооружение броневого вагона состояло из трех 76,2-мм пушек, установленных в танковых башнях. Для поворота башен использовался электрический привод с ручным дублированием. Наведение пушек по вертикали от -5° до +25° производилось с помощью ручного привода. Справа от пушки во всех башнях и в кормовых нишах второй и третьей башни в шаровых опорах были установлены танковые 7,62-мм пулеметы ДТ. Еще один пулемет ДТ был установлен в корме броневого вагона, а через амбразуры в бортах корпуса могли вести огонь четыре 7,62-мм станковых пулемета Максима.
Для защиты от ударов с воздуха имелось относительно сильное зенитное вооружение: счетверенная зенитная пулеметная установка 4М и зенитные пулеметы ДТ на турелях на крышах второй и третьей башен.
Управление боевыми действиями броневого вагона осуществлялось из броневой рубки, оборудованной танковой радиостанцией 71-ТК-1. Для внутренней связи использовалась телефонная станция на шесть абонентов.
Для ведения прицельного огня из пушек каждая башня имела телескопический прицел ТОД, наблюдение за полем боя осуществлялось с помощью танковых перископов ПТ-1.
Конструкция моторного броневого вагона в целом была очень удачна. По вооружению, маневренности и броневой защите он превосходил предвоенные легкие бронепоезда Красной Армии. До войны и в начальный ее период в Ленинграде была изготовлена небольшая серия таких броневых вагонов, которые входили в состав дивизионов броневых поездов и использовались в течение всей войны.