90-мм зенитная пушка М2
90-мм зенитная пушка М2 предназначена для противовоздушной обороны объектов войск и территории страны. Пушка была разработана в США в 1942 году и в годы войны поставлялась в СССР по ленд-лизу. Благодаря высоким боевым качествам, заключающимся в значительной скорострельности, большой досягаемости по высоте и дальности, а также благодаря мощному снаряду, 90-мм пушка была способна эффективно бороться почти со всеми самолетами германской авиации. Устройство пушки позволяло использовать ее также и для стрельбы по наземным подвижным и неподвижным целям.
Пушка имеет ствол-моноблок с автофретированной трубой и навинтным казенником. Соединение казенника с трубой осуществляется с помощью нарезки, расположенной на четырех секторах, чередующихся с гладкими секторами. Для направления движения ствола имеются два полозка (правый и левый), прикрепленных к стволу винтами.
Затвор полуавтоматический, клиновой, перемещающийся в вертикальной плоскости. Полуавтоматика – копирного типа. Копир укреплен на левой внутренней стороне люльки. Поворотом рукоятки копир может быть поставлен на автоматическое или на ручное открывание затвора. Полуавтоматика обеспечивает автоматическое выполнение следующих операций: открывание затвора, экстрактирование гильзы, удержание затвора в открытом положении и закрывание затвора.
Открывание затвора происходит при накате ствола. Закрывание затвора происходит при досылке патрона под действием пружины, помещенной в цилиндре, укрепленном на правой стороне казенника.
Ударник взводится при открывании затвора, но может быть взведен и без открывания его поворотом рукоятки на правой стороне казенника. Верхний станок пушки представляет собой сварную конструкцию и в основном состоит из двух щек и плиты.
На верхнем станке находятся: качающаяся часть орудия, механизмы подъемный, поворотный, уравновешивающий, механический установщик взрывателей, принимающие приборы с кабельной проводкой синхронной передачи от ПУАЗО, гидравлический регулятор с электромотором. Подъемный механизм – секторный, расположен с правой стороны верхнего станка. Поворотный механизм тумбового типа; он обеспечивает неограниченный поворот верхнего станка вокруг штыря горизонтирующего механизма. Подъемный и поворотный механизмы имеют две скорости наводки (у лафета М1).
Нижний станок также сварной с четырьмя станинами. В боевом положении он ложится непосредственно на грунт. Основание станка (крестовина) имеет внизу вертикальные ребра для связи с грунтом. Ребра выполняют роль сошников, удерживая систему от перемещений при выстреле. Для улучшения устойчивости орудия при выстреле могут применяться забивные сошники. На походе три станины (задняя и боковые) складываются и крепятся к верхнему станку, а четвертая своим сцепным устройством соединяется с тягачом.
Управление огнем батареи 90-мм пушек велось с помощью ПУАЗО-М7, который вырабатывает азимут, угол возвышения и установку взрывателя. Выработанные ПУАЗО-М7 данные синхронно сообщаются принимающим приборам орудий батареи.
Вращением маховиков механизмов наводки до совмещения механических индексов на принимающих приборах с электрическими осуществляется наводка орудия в упрежденную точку.
В системах с лафетами М1А1 механизмы наводки имеют силовые приводы. Управление силовыми приводами осуществляется от ПУАЗО-М7 синхронно. Этим достигается автоматическая наводка орудия (без участия орудийных наводчиков), чем увеличивается точность наводки и облегчается работа орудийного расчета.
Для стрельбы прямой наводкой по наземным целям на пушке установлены простейшие оптические прицельные приспособления: один телескоп для наводки по азимуту, а другой – для наводки по углу возвышения.
Для стрельбы по зенитным целям применялись выстрелы с гранатами осколочного действия М71 (вес 9,55 кг) и М58 (вес 10,63 кг), снабженными механическими дистанционными взрывателями. Эти же гранаты, но с ударными взрывателями, использовались для стрельбы по наземным целям.
Специально для стрельбы по бронированным целям имелись выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами М77 (сплошными).
Для транспортирования пушек использовалась одноосная тележка с двумя двойными колесами. На раме тележки помещается в трех цилиндрах механизм подрессоривания, состоящий из двух компенсаторов, расположенных по краям, и буфера тележки, расположенного в середине. Во всех цилиндрах помещаются винтовые цилиндрические пружины. Компенсаторы, помимо подрессоривания, используются для облегчения перевода системы в боевое и походное положения. Буфер тележки смягчает толчки на походе и ограничивает поворот оси и опускание тележки.
При переводе в походное положение тележка сцепляется с нижним станком крюками и болтами, после чего система поднимается для походного движения с помощью компенсаторов.
Колеса с пневматическими шинами снабжены тормозами с электрическим и ручным приводами. Имеется приспособление для автоматического включения тормозов при отрыве орудия от тягача.
Тяга механическая – грузовой автомобиль, грузоподъемностью от 3 т и выше (для удовлетворительных дорог), или гусеничный тягач. Скорость передвижения по хорошему шоссе до 55 км/ч.
Технические данные 90-мм зенитной пушки (М2):