500-мм Железнодорожная Установка ТГ-1 Обр. 1939
Установка ТГ-1 разрабатывалась с начала 1938 года параллельно с разработкой установки ТП-1, однако в отличие от последней она была вооружена 500-мм гаубицей с длиной ствола 27,7 калибра (13,85 м). Установка предназначалась для действий исключительно на сухопутном фронте для уничтожения особо важных объектов и бетонных укреплений долговременного типа.
Весящий 85,1 т ствол установки был снабжен быстросменным лейнером (внутренней тонкостенной трубой с винтовыми нарезами) с двухтактным поршневым затвором. Скорострельность установки составляла 1 выстрел в две минуты. Стрельба могла вестись снарядами двух типов: бетонобойным, весом 2050 кг (вес взрывчатого вещества 205 кг), и фугасным, весом 1470 кг (вес взрывчатого вещества 276 кг). При угле падения 70° бетонобойный снаряд был способен пробить бетонное перекрытие толщиной 4,4 м. Дальность стрельбы этим снарядом составляла 19,5 км.
В качестве ходовой части установки использовался 16-осный железнодорожный транспортер, унифицированный с транспортером установки ТП-1. Транспортер обеспечивал переброску весящей 353,3 т установки по всем нормальным железнодорожным путям СССР со скоростью до 50 км/ч. Длина транспортера между буферами составляла 33,9 м. Смонтированные на нем подъемные механизмы позволяли придавать стволу гаубицы углы возвышения от +15° до +70°. Угол горизонтальной наводки составлял всего +3°, так что для обеспечения большего угла горизонтальной наводки предусматривалось в каждом отдельном случае строить специальные закругленные железнодорожные полосы (усы), передвигаясь по которым транспортер мог менять угол обстрела.
Из походного положения в боевое и обратно установка переводилась за 3 часа.
По своим конструктивным решениям и боевым характеристикам установка ТГ-1 была первоклассным орудием. На вооружение артиллерии РГК Красной Армии планировалось принять к концу 1942 года 16 таких установок, однако к концу войны была изготовлена только одна установка ТГ-1 на упрощенном транспортере, предназначенном для проведения испытаний. Установка прошла заводские испытания на Новокраматорском механическом заводе, однако в связи с началом войны работы над ней были прекращены.
Технические данные 500-мм железнодорожной установки ТГ-1: