122-мм гаубица М-30
Созданию этой гаубицы предшествовала относительно продолжительная дискуссия о том, каким должен быть калибр новой гаубицы, предназначенной для вооружения дивизионных артполков и частей РГК Красной Армии. Некоторые военные специалисты выступали за создание 105-мм гаубицы как более легкой и мобильной. Конец этой дискуссии был положен на состоявшемся в марте 1937 года в Москве совещании, посвященном состоянию и развитию артиллерийской техники. Выступивший на совещании начальник Генштаба Красной Армии Маршал А.И.Егоров однозначно высказался в пользу более мощной 122-мм гаубицы. На этом же совещании было принято решение поручить проектирование гаубицы группе конструкторов во главе с В.Н.Сидоренко. Конструктору Ф.Ф.Петрову было разрешено представить на своеобразный конкурс свой проект гаубицы, созданный в инициативном порядке. Осенью 1937 года оба проекта были рассмотрены специальной комиссией, которая одобрила проект Ф.Ф.Петрова.
Первый опытный образец новой гаубицы поступил на заводские испытания в конце апреля 1938 года, а государственные испытания были начаты в середине 1938 года. Гаубица успешно выдержала испытания и была в том же году принята на вооружение под названием «122-мм гаубица обр. 1938 года (М-30)». Для ускорения обеспечения войск новыми гаубицами их производство было развернуто сразу на нескольких заводах.
В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:
Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.
Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор – поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.
К лафету относятся: люлька, противооткатные устройства, верхний станок, подъемный, поворотный и уравновешивающий механизмы, нижний станок с двумя раздвижными станинами, ходовая часть с подрессориванием, прицельные приспособления и щитовое прикрытие. Устройство лафета гаубицы допускает угол вертикального обстрела от -3° до +63°30’ и горизонтального – 49°.
Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях – при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины – допускается стрельба при сведенных станинах. При этом угол горизонтального обстрела будет 1°30’. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1,5 мин.
Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.
К гаубице М-30 применяются выстрелы раздельного гильзового заряжания. Основными снарядами являются:
Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.
Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка – около 2500 кг, в походном с передком – около 3100 кг.
122-мм гаубицы М-30 выпускались советской промышленностью в течение всей войны и широко использовались на всех фронтах. Относительно ее боевых качеств известно высказывание Маршала Г.Ф.Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».
Технические данные 122-мм гаубицы обр. 1938 года (М-30):