Гаубицы были созданы с учетом опыта русско-японской войны и являлись лучшими полевыми гаубицами своего времени. Обе гаубицы устроены почти одинаково и отличаются лишь конструкцией затворов. Гаубица образца 1909/37 годов имеет клиновой затвор, а гаубица образца 1910/30 годов поршневой. Гаубицы имеют однобрусные лафеты с деревянными колесами, снабженными металлическими шинами. На части модернизированных гаубиц были установлены металлические колеса с резиновыми шинами. На лафетах смонтированы также тормоза отката и накатники, установлены прицельные приспособления в виде прицела и орудийной панорамы, а также щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль и осколков снарядов.
Конструкция лафета и подъемного и поворотного механизмов позволяет вести огонь с углами вертикальной наводки от -3° до +45° в случае гаубицы обр. 1910/30 годов и от -1° до +43° в случае гаубицы обр. 1909/37 годов. Вследствие того, что гаубицы имеют однобрусные лафеты, углы горизонтального обстрела составляют соответственно 5° и 4°.
Стрельба из гаубиц ведется выстрелами раздельного заряжания. Наличие пяти переменных зарядов ленточного пороха и большой диапазон углов возвышения обеспечивают широкие возможности маневра огнем. Основными снарядами 122-мм гаубиц являются следующие гранаты: дальнобойная осколочно-фугасная, осколочная и фугасная (старого образца).
В зависимости от установки взрывателя осколочно-фугасная граната может быть рассчитана на замедленное (ударное), фугасное или осколочное действие. При установке взрывателя на фугасное действие она делает в среднем грунте воронку глубиной около 0,8 м и диаметром до 3 м. Наибольшая дальность стрельбы этой гранатой составляет 8940 м.
Для стрельбы из гаубиц использовались также выстрелы со шрапнелью и осветительными снарядами.
Обе гаубицы могли транспортироваться как конной, так и механической тягой. Для перевода гаубицы в походное положение необходимо лишь закрепить подъемный и поворотный механизмы стопорами, надеть чехлы на дульную и казенную части ствола и на прицел, а шкворневую лапу станка гаубицы надеть на крюк орудийного передка. Для перевода гаубицы в походное положение из боевого требуется всего 30-40 сек. и столько же – для перевода из походного положения в боевое.
Допустимая скорость движения гаубицы на деревянных колесах не более 6 км/ч, а на металлических колесах с резиновыми грузошинами – до 18 км/ч.
122-мм гаубицы обр. 1909/37 годов и обр. 1910/30 годов пользовались большой популярностью в частях Красной Армии. Этому способствовала простота их конструкции, относительно малый вес в боевом и походном положениях и неплохая для дивизионных орудий дальность стрельбы.
Немаловажную роль в успешном использовании гаубиц играло также то, что гаубицы были хорошо освоены личным составом артиллерийских частей.
Существенные недостатки их – низкая маневренность и недостаточные углы горизонтального обстрела. В ходе войны они были постепенно заменены 122-мм гаубицами М-30.
Технические данные 122-мм гаубиц обр. 1910/30 годов: