На главнуюИсторияГероиПолководцыМедалиОружие


Друзья сайта


Сайт КлаНА Ags

greatdwar.narod.ru

gilyazev-ildus.narod2.ru


Ил-10


В соответствии с постановлением ГКО, в начале 1943 года в ОКБ С.В.Ильюшина был разработан одноместный бронированный истребитель малых и средних высот Ил-1, предназначавшийся для противоборства с истребителями и уничтожения бомбардировщиков противника. Одновременно велось проектирование второго варианта самолета Ил-1 – двухместного скоростного высокоманевренного бронированного штурмовика с полноценным вооружением, который впоследствии был передан в серийное производство.

При разработке штурмовика с целью повышения летных качеств особое внимание уделялось аэродинамическим характеристикам. Опираясь на опыт боевого применения Ил-2, конструкторы без снижения живучести усовершенствовали форму и толщину листов бронекоробки, улучшили защиту экипажа, причем общий вес брони стал меньше. В соответствии с новым компоновочным решением системы охлаждения в носовой части фюзеляжа не устанавливались повышающие лобовое сопротивление воздухозаборники и туннели.

Улучшена была и общая герметизация самолета. «Обжатые» формы фюзеляжа, уменьшенные размеры планера, вдвое меньшее, чем у Ил-2, лобовое сопротивление и более мощный мотор АМ-42 (2000 л.с.) позволили значительно увеличить скорость и улучшить маневренные качества штурмовика. Переданному на заводские испытания в апреле 1944 года самолету было присвоено новое обозначение – Ил-10. Уже в конце мая он успешно прошел государственные испытания. На высоте 2800 м была достигнута максимальная скорость 551 км/ч (на 146 км/ч больше, чему серийного двухместного Ил-2 с двигателем АМ-38Ф). Лучшие характеристики устойчивости, управляемости и маневренности в сочетании с мощным вооружением и высокой скоростью полета обеспечили новому штурмовику полное преимущество перед Ил-2 и предложенным на испытания бронированным штурмовиком Су-6 с мотором АМ-42 ОКБ П.О.Сухого. Более того, Ил- 10 мог вести воздушный бой на малых высотах с некоторыми истребителями противника, например с FW190А-4.

В августе было решено принять Ил-10 на вооружение и организовать производство с программой выпуска к концу года 100 машин.

Вооружение самолета по составу было аналогично Ил-2. Пушечно-пулеметное вооружение располагалось в консолях крыла вне диска винта. В центроплане оборудованы два бомбоотсека, рассчитанные на бомбовый груз 400 кг. В перегрузку штурмовик мог поднять 600 кг бомб в различных комбинациях на внутренней и внешней подвесках. В комплект ударного вооружения входили малогабаритные противотанковые кумулятивные бомбы ПТАВ-2,5-1,5 и специальные ракетные бронебойные снаряды РБС-132 с мощным двигателем. В хвостовой части фюзеляжа, за бронеперегородкой кабины стрелка-радиста, размещалась кассета с десятью авиационными гранатами, предназначавшимися для защиты хвоста самолета. Сброшенная граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем, через 3-5 секунд, разрывалась, поражая атакующий снизу истребитель противника. Стрелок на Ил-10 был защищен бронестенкой и отражал атаки из крупнокалиберного пулемета, установленного в полностью закрытой кабине.

В 1945 году, уже после окончания войны, вооружение самолета Ил-10 было усилено: установили четыре новые крыльевые 23-мм пушки НС, а также 20-мм пушку БТ в кабине стрелка.

После войны все штурмовые авиачасти советских ВВС были переведены на Ил-10, который строился серийно в 1944-47 годах и в 1951-52 годах и находился на вооружении до начала 60-х годов. Самолет принимал участие в войне в Северной Корее (1950-53 годы). Всего было построено 4966 экземпляров в различных вариантах. В 1949 году начались поставки самолетов Ил-10 в страны Варшавского договора. С 1951 года, под обозначением В-33, лицензионное производство штурмовиков начало чехословацкое предприятие «Avia». До 1955 года было выпущено 1200 экземпляров, около 600 из них в 1953-54 годах было передано Польше, Венгрии, Болгарии и Румынии.

Модификации Ил-10

Ил-10 – двухместный бронированный штурмовик. При сохранении общей концепции Ил-2, существенно отличался новыми конструктивными решениями. Самолет был создан в конце 1943 года как вариант одноместного бронированного истребителя Ил-1. При запуске в серию получил новое обозначение Ил-10. Конструкция цельнометаллическая. Вооружение: две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов), два пулемета ШКАС (по 750 снарядов), один крупнокалиберный пулемет УБТ (150 патронов). В хвостовой части фюзеляжа устанавливалась кассета на 10 авиационных гранат. В центроплане оборудовано два бомбоотсека, рассчитанных на бомбовую нагрузку в 400 кг. Бомбы массой 1-50 кг укладывались в отсеки прямо на створки бомболюков и сбрасывались после их открытия. 50-100-кг бомбы подвешивались внутри отсеков на держателях. Наружные замки были предназначены для двух бомб по 250 кг. Под консолями крыла устанавливались четыре направляющих для снарядов РС-132.

Первый полет состоялся 18 апреля 1944 года. На госиспытаниях в мае 1944 года с двигателем АМ-42 (1750 л.с.) при полетном весе 6335 кг на номинальном режиме работы двигателя была получена максимальная скорость полета у земли – 507 км/ч, что почти на 100 км/ч больше, чем у двухместного Ил-2. При сравнительной оценке штурмовиков Ил-8, Ил-10 и Су-6 с АМ-42 предпочтение было отдано Ил-10, обладавшему отличными летно-техническими данными. В августе 1944 года принято решение о запуске Ил-10 в серию на двух заводах. В октябре самолеты начали поступать на вооружение.

Ил-10 пушечный (1945 год) – модификация Ил-10 с усиленным артиллерийским вооружением. На самолете установили четыре новые крыльевые пушки НС-23 (по 150 снарядов). Они были почти в два раза легче пушек ВЯ и имели в 1,6 раза меньшую отдачу. При одновременной автоматической стрельбе четырех пушек сила отдачи не оказывала влияния на устойчивость самолета и прицельность стрельбы. Пулемет УБК заменили на пушечную установку БТ-20 (150 снарядов). В комплект ударного вооружения включили кумулятивные бомбы ПТАБ и ракетные бронебойные снаряды РБС-132. Строился серийно до 1947 года.

С 1951 года серийно выпускался усовершенствованный вариант Ил-10М, который отличали: крыло большей площади с прямоугольными законцовками, новые пушки НР-23, электрифицированная турель, большая дальность и лучшая управляемость.

УИл-10 (Ил-10УТ) – учебно-тренировочный вариант. Кабина стрелка несколько увеличена и переоборудована в кабину инструктора со вторым управлением. Пулеметы сняты. Для отработки штурмовых действий оставлены две пушки НС-23, направляющие для двух снарядов РС и два бомбодержателя. Летные качества остались такими же, как у серийного Ил-10. В 1945 году выпущена небольшая серия.

Ил-16 – штурмовик облегченного типа. Разработка началась летом 1944 года после завершения испытаний Ил-10. Целью проекта было существенное улучшение скоростных и маневренных характеристик для ведения наступательного воздушного боя. По схеме бронирования и конструктивной компоновке аналогичен Ил-10. Уменьшение геометрических размеров, а также толщины и площади бронирования позволили снизить полетный вес машины на 1300 кг. В сочетании с более мощным двигателем жидкостного охлаждения АМ-4ЗНВ (2300 л.с.) с четырехлопастным винтом по расчетам это должно было обеспечить максимальную скорость 625 км/ч. Вооружение: две пушки НС-23 (по 140 снарядов), два пулемета ШКАС (по 700 патронов), пушка Б-20 (150 снарядов), десять авиационных гранат АГ-2, 400-500 кг бомб.

Испытания опытного образца начались весной 1945 года. В связи с тем, что реактивный момент от винта оказался слишком велик, а короткий хвост не обеспечивал путевой устойчивости, отъемную хвостовую часть фюзеляжа удлинили на 500 мм и увеличили площадь киля. Доработанный самолет стал более устойчивым в полете. Прочность конструкции позволила выполнять все фигуры высшего пилотажа. Скорость у земли – 529 км/ч, на высоте 2700 м – 576 км/ч. Из-за недостатков опытного двигателя (снижение мощности) скоростные характеристики в сравнении с ожидаемыми ухудшились.

Несмотря на то, что Ил-16 превосходил Ил-10 по многим показателям, из-за недоведенности двигателя, а также в связи с окончанием войны, испытания не были завершены и работы над самолетом прекратились.

Построенные в конце 1944 года штурмовики Ил-10 приняли участие в боевых действиях на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Первые самолеты проходили войсковые испытания уже в небе Германии. Так, 2 февраля 1945 года эскадрилья 108-го Гвардейского штурмового авиаполка вылетела на штурм танков и мотопехоты, сосредоточенных в районе Шпроттау у реки Нейсе. Невзирая на оказанное противодействие зенитной артиллерии и истребителей противника, экипажи успешно выполнили задание и без потерь вернулись на свой аэродром.

В заключении о проведенных войсковых испытаниях участвовавшие в них фронтовые летчики отмечали, что самолет Ил-10 обладает явными преимуществами перед Ил-2 по летно-техническим данным. Он отличался большим диапазоном скоростей, лучшей устойчивостью и маневренностью, что позволяло вести активный воздушный бой. Полное бронирование экипажа повышало живучесть самолета. Кроме того, простота в технике пилотирования и сравнительно легкий переход к эксплуатации нового самолета как летным, так и техническим составом дали возможность перевооружить штурмовые части на этот самолет в кратчайшие сроки.

Штурмовики Ил-10 активно использовались в операциях советских войск на Дальнем Востоке против Квантунской армии. Так, 10 августа 1945 года шесть Ил-10, преодолев плотный огонь береговой и корабельной зенитной артиллерии, нанесли удар по японским судам в порту Расин. Ведущий группы, выполнив противозенитный маневр, вместе с ведомыми атаковал эсминец. От попадания двух 250-кг фугасных снарядов корабль затонул. Накануне, 9 августа, на рейде этого же порта другая группа Ил-10 потопила два транспортных корабля.

После войны вся штурмовая авиация была переведена на Ил-10, который, как и его модификация Ил-10М, находился на вооружении до начала 60-х годов. В годы начинавшейся «холодной войны» самолеты Ил-10 поставлялись в страны Варшавского договора.

Технические данные Ил-10

  • Экипаж - 2 чел.
  • Максимальная взлетная масса - 6500 кг
  • Размеры, м:
    • длина - 11,12
    • размах крыла - 13,4
  • Силовая установка:
    • двигатель - АМ-42
    • количество двигателей - 1
    • мощность - 2000 л.с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 2300 м - 551 км/ч
  • Скороподъемность (средняя) - 8,6 м/с
  • Практический потолок - 7250 м
  • Дальность полета - 800 км
  • Вооружение:
    • 23-мм пушка ВЯ - 2
    • 12,7-мм пулемет УБТ - 1
    • 7,62-мм пулемет ШКАС - 2
    • парашютные гранаты АГ-2 - 10
  • Максимальная бомбовая нагрузка:
    • 600 кг или 400 кг + 4 РС-132

Назад



МБОУ СОШ №1 принимает активное участие в подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы

Создатель и разработчик сайта о Великой Отечественной войне Сергеев Александр Викторович ученик 9а класса МБОУ СОШ № 1 с.Кандры


Сайт управляется системой uCoz